Елена Маркова: «Есть вещи, которые предопределяют судьбу»

Елена Маркова, актриса театра и кино, отличник культуры РС (Я), лауреат общественной «Премии Алампа 2022»:

« Я помню тот день, когда я поняла, что я хочу выступать на сцене, что я, возможно, буду актрисой. Перед глазами картина: бабушка с ведром в руке зовет меня доить коров в хлев, а я не отрываюсь от телевизора, где идёт информация о наборе в Высшее театральное училище имени Щепкина. Мне было семнадцать лет. Вот тогда я поняла, что хочу быть актрисой, что должна быть там. Я верю, что есть такие вещи, которые предопределяют нашу судьбу.

Я вообще обожаю все свои роли, они дороги мне. Наверное, лет пять назад я бы ответила иначе, но сейчас это «Семь портретов якутских женщин» А. Кулаковского в постановке Р. Дорофеева. Это был совместный проект «Саха театра» и «Олонхо театра». Помню, в 2017 году мы решили такое произведение поставить, но думали над формой и ролями. По ходу работы проект обрастал деталями, всё было очень гармонично, и было ощущение, что сам Кулаковский незримо присутствовал на обсуждении. Партнерами моими были Иванида Бугулова и Павел Колесов, мы были очень вдохновлены, и поставили работу за месяц. Это мой любимый проект на данный момент.

 Я люблю читать, и началось всё со сказок в детстве и фантастики в юношестве. Как сейчас помню, зачитывалась «Волшебником Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Сейчас перечитываю роман Булгакова «Мастер и Маргарита»,  также вновь взяла в руки «Сто лет одиночества» Маркеса.  Я очень эмоционально воспринимаю этот текст, несмотря на сложность и эпичность. Это история семьи, наполненная разными событиями и мистикой. Недавно я поняла, что люблю мистические моменты в произведениях. Кроме того, мое недавнее увлечение – книги по психологии, например, «Выбор» Эдит Эгер».

 

 


Ольга Пашкевич: «Мечта стать писателем»

Пашкевич Ольга Иосифовна, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РС (Я):

«Еще в раннем детстве у меня возникала мечта стать писателем, наверное, потому что много читала и пыталась сочинять сама. Я благодарна судьбе, что рядом со мной оказались люди, которые тогда поддержали меня. Это поэтесса Римма Щирова и народный поэт Якутии Михаил Тимофеев.

Своим любимым писателем я могу назвать Константина Георгиевича Паустовского. С его творчеством близко познакомилась в годы учёбы на факультете русского языка и литературы в Иркутском государственном педагогическом институте, и с тех пор время от времени перечитываю его книги. Наверное, нет человека, который бы не читал «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»«Телеграмму».

Что касается современной отечественной литературы, то она достаточно разнообразна и по жанрам, и по тематике. Радует, что стали плодотворно проходить совещания молодых писателей, возродились прежние и проводятся новые литературные фестивали и конкурсы. Появилась возможность участвовать в них заочно и онлайн.

Насчет творческих планов могу раскрыть, что в ближайшее время я планирую презентацию моего биобиблиографического указателя, творческий вечер и встречи с юными читателями».


Владимир Кропотов: «Театр – живое искусство»

Владимир Кропотов, актер Государственного академического русского драматического театра им. А.С. Пушкина, отличник культуры РС (Я):

«Начнем с того, что театр – волшебство, которое нужно осознать, чтобы оно сработало. Я считаю, что театр – лучшая работа на свете. В моей жизни он встретился достаточно случайно, но затем заполнил её полностью. Сейчас театр – это самое важное для меня место в Якутске. Мой второй дом.

Театр ведь всегда разный, в отличие, например, от искусства кино. Любимый спектакль каждый раз не будет похож на предыдущий. Выходит так, что театр – это искусство живое, все спектакли уникальны, придите второй раз на ту же пьесу – всё будет иначе.

Лично для меня как актера судьбоносным стал приезд в Якутск режиссера Сергея Федотова в 2014 году. Он действовал решительно и выбрал в свой спектакль тех актеров, которых хотел бы видеть на сцене. Среди них оказался и я, мне выпала главная роль. Это была пьеса Мартина Макдонаха «Калека с острова Инишмаан». Кроме того, что для меня это событие стало поворотным моментом, это еще и мой любимый спектакль. Он невероятно глубокий и очень разный: серьезный и весёлый, злой и добрый, про любовь и про ненависть. «Калека» про то, чего не хватает в мире, – про гуманизм и внимание друг к другу. Мы его, к сожалению, играем редко.

И вот еще что: театр нужен обществу. Театр ни в коем случае не прикладной инструмент для развития личности, как некоторые думают. Он скорее направляет, помогает человеку обрести в себе «пороги», театр заставляет задуматься. Дальше – выбор каждого зрителя отдельно. Наша задача – показать, что есть и другая жизнь, есть другая реальность. Ни одно из искусств не может так красочно и хлестко продемонстрировать это.

Ходите в театр чаще, дорогие друзья!».

Наталья Харлампьева: Призванием своей жизни всегда считала литературу и поэзию

Наталья Харлампьева, народный писатель Якутии, председатель правления Союза писателей Якутии:

«Первое мое стихотворение было опубликовано в 1975 году, это почти 40 с лишним лет я работаю в литературе и поэзии. Запланирован выход трех книг. Из них отмечу воспоминания о тех писателях, с которыми я начинала свой путь: К. Уурастыырап, А. Аччыгыйа, С. Омоллоон, Семен и Софрон Даниловы, Далан. Сейчас полностью занимаюсь только творчеством, тем, что мне дорого. Это в какой-то мере определяет счастье человека. Я чувствую себя счастливым человеком.

Когда только входила в литературу и делала первые шаги, я и не предполагала, что мне придется работать рядом с теми людьми, которых почитала за богов на Олимпе – это первые народные писатели: Суорун Омоллоон, Күннүк Уурастыырап, Амма Аччыгыйа, Семен Петрович Данилов, который первым благословил меня, когда вышла моя маленькая тоненькая книжка «Аэроплан». Софрон Петрович Данилов, который тоже как-то в своем интервью сказал, что такие люди, как Василий Харысхал, Наталья Харлампьева будут определять лицо современной якутской литературы. Это было сказано в те годы, когда мы были совсем молодыми, в определенной степени накладывало на нас ответственность. Я считаю, что наше поколение было счастливым поколением в том плане, что мы застали наших аксакалов».

Никита Аржаков: Я всегда мечтал экранизировать роман «Тыгын Дархан»

Никита Аржаков, режиссер фильмов «Тыгын Дархан», «Сто лет мечты», «Снайпер-Саха, Дьикти саас («Дивная пора»):

«Когда мы были молоды, литература и кино шли рядом. Мне очень нравились и нравятся произведения Амма Аччыгыйа, Семена Данилова, Ивана Гоголева, Николая Якутского. Весь пласт нашей литературы всегда был востребован для меня. И, несомненно, оказал большое влияние на мою жизнь.

Исторический роман Далана «Тыгын Дархан», например, вышел в 1993 году, в то время, когда распался Советский Союз. Это был подъем нашего самосознания, для нас это было ново, впечатления от прочитанного врезались в мою память, и я всегда мечтал экранизировать роман «Тыгын Дархан».

В фильме «Сто лет мечты» я пытался передать дух того времени, чистые помыслы этих выдающихся личностей. Это были очень начитанные, романтически настроенные ребята - романтика революции, новизны, изменений. В работу с Василием Васильевым-Харысхалом мы окунулись с удовольствием. Харысхал открыл для нас очень много тайных имен, у него был богатейший багаж знаний, его сценарий продолжил доктор исторических наук Андриан Борисов. Что касается актеров – это результат плодотворной работы директора фильма Марины Калининой и Александры Бурнашевой»


Новости 16 - 20 из 56