Якутская делегация на Всемирной Парижской выставке 1900 года

Обзор по материалам зарубежных и отечественных источников

Больше 100 лет назад, в 1900 году двое наших соотечественников, Сивцев Дмитрий Дмитриевич (1854-1902), один из первых методистов и учителей из якутов и Терёшкин Георгий Петрович (1843-1916), кавалер орденов «Святого Станислава», «Святой Анны», «Почетный инородец» России, меценат и голова Сунтарского улуса участвовали на Всемирной Парижской выставке. Это было очень масштабное событие не только для нашего края, но и России в целом.

13.03.2023
1.jpg

Г.П. Терешкин и Д.Д. Сивцев после аудиенции у императора Николая II. Июль 1900. Санкт-Петербург


В статье доктора исторических наук Бояковой С. И. подчёркивается, что впервые, благодаря Д. Д. Сивцеву и его спутнику Г. П. Терёшкину, по собственной инициативе ставшими официальными представителями Якутской области на Всемирной Парижской выставке, состоялась самопрезентация национальной культуры народа саха в Европе.

На зарубежных сайтах имён участников Всемирной Парижской выставки, к сожалению, не обнаружено, возможно из-за того, что в те времена просто не смогли всех зарегистрировать. Было более 80 000 участников. Количество стран–участниц тоже не точно, указывается от 35 до 47. На некоторых сайтах есть имена участников Олимпиады, которая прошла в рамках выставки в Париже (например, есть фото и имя участницы, т.к. женщины впервые принимали участие в Олимпийских играх). Это была первая Олимпиада, которая прошла не в Греции.

В книге И. Шустова «Россия на всемирной выставке в 1900 г.» есть упоминание, что Якутский губернатор (скорее имели в виду Терёшкина Георгия Петровича) продемонстрировал продукты лесного хозяйства и образцы местных лесных пород в классе 50, в 52 классе чучела и шкуры местных животных, также в 113 классе показал этнографическую коллекцию, характеризующую бытовую и экономическую жизнь местного населения.

Эти экспозиции проходили в Павильоне Русских окраин, который был выполнен из кирпича по мотивам Московского и Казанского Кремлей. Построенный по проекту Роберта-Фридриха Мельцера в неорусском (псевдорусском) стиле, павильон был очень богато убран. Французские журналисты прозвали русский павильон «Сибирским дворцом», так как в значительной степени он был посвящен освоению Сибири и строительству Транссибирской магистрали. Экспонаты павильона показывали уникальность Севера, природу, древние памятники и жизнь коренного населения Российской Империи. Север показал свои богатства - меха, драгоценные и полудрагоценные камни, огромные малонаселенные территории, оборотоспособность.   

В 1900 г. под редакцией П. П. Семенова была издана книга «Окраины России. Сибирь, Туркестан, Кавказ и полярная часть Европейской России». Целью книги было познакомить посетителей выставки Павильона Русских окраин с азиатскими окраинами России. Книга была на русском и французском языках.

Также нашлось очень интересное упоминание в работах Поля Герса «Россия ЭКСПО – Париж», что Азия России очень богата. И наряду с золотоносными сибирскими регионами тут указывается Олёкминская группа, но без упоминания Якутской губернии. Скорее всего, Олёкминск просто написали, как регион России. 

2.jpg

На фото Павильон Русских окраин. Экспозиция Якутской губернии проходила в данном Павильоне.  

Ирина Шевеленко - профессор русской литературы Висконсинского университета (Мэдисон, США), в своей книге «Модернизм как архаизм. Национализм и поиски модернистской эстетики в России» так описала убранство Павильона Русских окраин.

«Что же представляла собой внутренняя планировка Отдела окраин? Войдя через центральный вход, посетитель попадал в «большие, раскрашенные в русском стиле, сени»; небольшая лестница вела из них влево в «Царский Павильон», «довольно большой зал со сводчатым, богато раскрашенным потолком, напоминающий архитектурой, мотивами рисунков и красками Грановитую Палату» (согласно официальному отчету – «зало в древне-русском стиле, на случай приезда ВЫСОЧАЙШИХ ОСОБ». Пройдя через сени, гости оказывались в небольшом внутреннем дворе, на другой стороне которого был вход, собственно, в выставочный павильон. Войдя в него, посетители видели на противоположной входу стене огромное панно, изображающее двор мечети в Самарканде, и весь первый обширный зал экспозиции был посвящен Средней Азии. И это панно, и другие декоративные панно, оформлявшие залы Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера, принадлежали Константину Коровину, который фактически был главным художником всего русского павильона. Из среднеазиатского зала две лестницы вели вниз: одна – в зал нефтяных промыслов компании Нобеля (этот зал принадлежал самой компании и не был частью официальной экспозиции), другая – в зал, посвященный Кавказу. Еще три лестницы вели из того же зала наверх: две из них – в залы, посвящённые Сибири, а одна – в зал Крайнего Севера. Из этого последнего был проход в третий сибирский зал. Выставленные в залах экспонаты в точности отражали профиль интересов РГО: с одной стороны, демонстрировались природные богатства того или иного края, с другой – этнографические экспонаты, от туркестанских ковров и драгоценностей из личной коллекции Бухарского эмира до предметов религиозного культа народов Сибири или предметов быта жителей Кавказа и Крайнего Севера».

Ссылаясь на труды И. Шевеленко, можно предположить, что фото ниже были сделаны из зала Крайнего Севера.

3.jpg

Зал Крайнего Севера (?). Тут много мехов и животный мир Сибири. На запряжённых северных оленях в санях сидит представитель остяков.

4.jpg

На этой фотографии зала много чучел животных (белого медведя, моржа, волка, морского котика, выдры, различные виды лисиц и куниц, горностая и т.д.). Также тут представлены национальные костюмы, оружия, бивень мамонта и т.д.

По данным статьи Петра Васильевича Винокурова, кандидата исторических наук «По следам забытых выставок», в Якутию вернулся лишь 1 ящик экспонатов, все остальные были проданы Лейпцигскому музею (Германия) за 2000 руб. Экспозиция имела успех. Они несколько раз демонстрировали якутскую одежду, про экспонаты Д. Д. Сивцев рассказывал на французском языке. 

Экспозиций у России было огромное количество, ведь ей выдали самый большой участок, т.к. в то время были очень хорошие отношения между Россией и Францией. Всего Россия получила более полутора тысяч наград, из которых 212 Гран-при и 370 золотых медалей.

По свидетельству И.Г. Березкина, в Петербурге Д.Д. Сивцев и Г.П. Терёшкин были награждены медалями за участие на выставке.  

Прошло уже больше века со дня открытия Всемирной Парижской выставки 1900 года, но мы не перестаем гордиться нашей огромной по территории республикой с малочисленным населением, богатейшей историей, природными ресурсами и талантливыми людьми, как Г.П. Терёшкин и Д.Д. Сивцев, которые так умело показали самобытность якутской нации мировому сообществу.  

Возможно, не зря была упомянута Олёкминская группа. Ссыльный скопец-фотограф Ерофей Петрович Ересько в апреле 1899 года сделал 43 фотографии местностей и обитателей округи для Парижской выставки. О чем свидетельствует донесение Олёкминского окружного исправника Москвина (фонд Национального архива РС (Я)). К нему прилагается перечень фотографий – на русском и французском языках. Все эти фотографии (часть в стеклянных негативах) хранятся в Олёкминском музее. К сожалению, среди более 2 000 фотографий удалось выявить пока только 3, на которых стоит дата.

5.jpg

Вывеска знатного фотографа Е.П. Ересько, с. Спасское

6.jpg

Фотограф Е.П. Ересько, 1902 г.

7.jpg

Рис. 1. Донесение Олёкминского исправника о фотографиях для Парижской выставки

8.jpg

Рис. 2. Донесение Олёкминского исправника о фотографиях для Парижской выставки

9.jpg

Рис. 3. Донесение Олёкминского исправника о фотографиях для Парижской выставки

10.jpg

Рис. 4. Донесение Олёкминского исправника о фотографиях для Парижской выставки

11.jpg

Рис. 5. Донесение Олёкминского исправника о фотографиях для Парижской выставки

12.jpg

г. Олекминск, 1899 г. фото Е. П. Ересько

13.jpg

г. Олекминск, ул. Молодежная. 1899 г. фото Е. П. Ересько

14.jpg

Ураса, фото Е.П.

Источники:

1. Боякова, С. И. Учитель Д. Д. Сивцев - представитель якутской области на всемирной Парижской выставке 1900 года // Внешние связи Якутии сквозь призму времени. - 2019. - С. 48-54.

https://new.nlrs.ru/open/82812

2019

Статья посвящена одному из активных участников Всемирной Парижской выставки 1900 г. учителю Сунтарского народного училища Дмитрию Дмитриевичу Сивцеву (1854-1902). Подчеркивается, что, впервые, благодаря Д.Д. Сивцеву и его спутнику Г.П. Терёшкину, по собственной инициативе ставшими официальными представителями Якутской области на Всемирной Парижской выставке, состоялась самопрезентация национальной культуры народа саха в Европе

2. Вудли, Кайли. 1900 г. Парижская выставка - Всемирная ярмарка - Pt. 1.

https://historicalbookworm.com/?p=1874

2022

Летние олимпийские игры в рамках экспозиции (даже был вид спорта по рыболовству). Но игры прошли не под контролем Международного Комитета Олимпийских игр. Впервые были проведены не в Греции. Впервые принимали участие женщины. Локации выставки

3. Овчинникова, Н. П. Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже

http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/wex1900/ovchin90.ssi

"В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех"

4. 19 удивительных вещей, которые повлияли на парижскую выставку 1900 года https://www.parisinsidersguide.com/paris-exposition-1900.html

Постройки, приуроченные к выставке (мост Александра III в том числе, до сих пор является одним из любимых мостов парижан)

5. Казакова, Ольга. Российские павильоны на Всемирных выставках XIX века: выражение самобытности, которой никогда не было

https://journals.openedition.org/diacronie/1411

2014

О псевдорусском стиле наших павильонов на ЭКСПО 1900. Соориентировавшись на вкусы европейской публики, наши организаторы представили им почти фальшивый, искусственно созданный образ России. В публицистике «петушиный стиль» (случилось смешение стилей). Но публике понравилось

6. Лукарелли, Лоско. Технологические достижения на Международной выставке 1900 г. в Париже

https://socks-studio.com/2012/04/30/technologic-wizardries-at-paris-1900s-exposition-universelle/

2012

Матрёшка была впервые представлена на выставке. После чего получила мировую известность. Первую матрёшку сделали за несколько лет до выставки. 

Фото локаций

7. Мауфра, Максим. Очарование ночи Всемирная Парижская Ярмарка 1900 г. https://muma.wivi.fr/pois/e78b492e-dbae-4fa4-9577-97fa804bfdf6?hl=en, 1900

Париж – город света

8. Международная выставка 1900 года. Париж 15 апреля – 12 ноября 1900 г.

https://www-nga-gov.translate.goog/features/slideshows/Exposition-Universelle-de-1900.html?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc#slide_6

Главный павильон России, построенный по образцу Кремля

9. Мост Александра III

https://www.britannica.com/place/Alexandre-III-Bridge

Мост Александра III. Был заложен в честь франко-русского союза Николаем II, и назван в честь его отца. Был возведен за 4 года и закончилось строительство в 1900 г. к открытию выставки

10. Паулин де Толозан. Париж – столица 19 века https://library.brown.edu/cds/paris/worldfairs.html 2011

Выставка хотя и имела успех, но финансовой прибыли городу не принесла

11. Поль Герс. Россия - ЭКСПО Париж https://en.worldfairs.info/expopavillondetails.php?expo_id=8&pavillon_id=57, 1900

Азиатская Россия очень богата. Золотоносные районы Сибири, которые мало эксплуатируются (возможно имели ввиду Якутию), северные склоны Алтая, Кузнецкого Алатау, Нижнеудинские месторождения и богатая Олёкминская группа

12. Россия на всемирной выставке в 1900 г. И. Шустов https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003648010?page=229&rotate=0&theme=white

https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003648010?page=230&rotate=0&theme=white

15.12.1900

На стр. 55 и 56 есть упоминания про Якутского губернатора на выставке. Группа окраин, Класс 50 Якутский губернатор продемонстрировал продукты лесного хозяйства и образцы местных лесных пород. Больше в этом классе участников не было.  Группа окраин, Класс 52 Чучела и шкуры местных животных, Группа окраин, Класс 113 Этнографическая коллекция, характеризующая бытовую и экономическую жизнь местного населения.

Типография Министерства Путей Сообщения, Санкт- Петербург.

13. Свифт, Энтони. 4 часть книги. Русское национальное самосознание на всемирных выставках 1851–1900 гг.

 https://brill.com/display/book/9789004500327/BP000005.xml

В этой части речь идет об успешном участии России в парижской выставке 1900 года, России выделили самый большой участок 

14. Серкова Вера и др.  Арктический регион России на всемирной выставке 1900 г. Из 4 Международной Научной Конференции «Арктика: История и Современность»

https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/302/1/012036/pdf 

2019

Рdf файл из научного сайта Iopescience на английском языке об участии арктических регионов России в парижской выставке 1900 г. Одним из центральных павильонов был Павильон русских окраин, посвящённый Кавказу, Центральной Азии, Сибири и развитию Крайнего Севера. В статье описывается экспонаты выставки, показывающие уникальность Севера, природу, древние памятники и жизнь коренного населения Российской Империи.  Также все это было представлено в картинах Константина Коровина. Выставка показала, что Россия развивается, она уже не экзотическая и далёкая страна, она показала свою национальную идентичность (1 стр.). Север показал себя как поставщик меха, драгоценных и полудрагоценных камней, показал свой необычный мир, огромные малонаселённые территории, оборотоспособность (2 стр.)

15. Транссибирская панорама

https://retours.eu/en/22-panorama-transsiberien-expo-1900/#

2014

Проект Транссибирской магистрали, одно из самых масштабных сооружений выставки. Вагоны поражали посетителей и жюри своим убранством

16. Paris 1900 l'Exposition du Siecle (48 стр.)

French/dp/271772706X

2016

Около тридцати фотографий Всемирной выставки 1900 года, сделанных в одной из крупнейших мастерских того времени, мастерской братьев Неурдейн

17. Paris 1900: The Great World's Fair

https://www.jstor.org/stable/10.3138/j.ctvcj2kkr

1967

Книга о парижской выставке 1900 г.

 

Подготовили: В. В. Ершова, М. И. Петрова




Рубрики