Выпуск № 5 (декабрь 2022 г.)
Парфенова Каролина Петровна
Кукольная композиция по историческому роману «Тыгын Дархан» народного писателя Якутии Василия Семёновича Яковлева-Далан
Авторские куклы Каролины Парфеновой стали появляться на различных выставочных площадках нашего города примерно с 2015 года. С того времени из-под её умелых рук родилось более пятидесяти разных кукол и образов животных. Эти куклы сразу вызвали большой интерес и восхищение зрителей, прежде всего своей необычной реалистичностью, колоритностью, этнической правдоподобностью, проработанностью деталей и загадочной красотой. Каждый образ рождается со своей историей и характером, о которых можно говорить много.
Я занимаюсь куклами с осени 2014 года. Мои первые куклы были статичными, т.е. у кукол руки-ноги не двигались. Но уже с 2015 года я начала делать свою первую шарнирную куклу. Мне больше нравится делать шарнирные куклы, они полностью подвижны, очень удобно их одевать и переодевать. Очень увлекателен процесс создания куклы: из простого куска полимерной глины появляются детали куклы, затем роспись, покраска, сборка частей тела куклы. В общем, кукольник это немного скульптор (ведь надо знать пропорции тела человека), немного художник (раскрашивать лицо, передать выражение взгляда, блеск глаз и т.д.), несомненно, швея (надо шить наряды в соответствии с тем, какой образ задуман). Многогранна работа кукольника. И вот уже 6 лет я провожу мастер-классы по созданию шарнирных кукол, куда приходят и совсем молодые, и зрелые люди. Более 300 человек из разных концов республики прошли мои мастер-классы. Приезжали из других городов России и даже из Казахстана только с целью посетить мои мастер-классы. Я очень рада, что они приобщились к искусству создания шарнирных подвижных кукол, и что некоторые из моих учеников продолжают делать куклы, растёт их мастерство, у них появляется свой неповторимый почерк.
К. П. Парфенова
В 2018 году директор Центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» Яна Викторовна Игнатьева подала мне очень интересную идею: сделать кукольных героев исторического романа «Тыгын Дархан» Василия Семеновича Яковлева-Далан. Подумав, я со своими учениками взялась за воплощение этой замечательной идеи.
Мои ученицы (живут они в разных улусах Якутии) поддержали меня. И началась очень ответственная, скрупулезная работа по созданию образа того или иного героя романа. Было просмотрено много альбомов, книг по истории костюмов XVI-XVII веков Якутии, снова и снова читались страницы романа. Консультировались по поводу каждых мельчайших деталей образа куклы, её костюма, стараясь передать характер, эмоции героя.
Очень помогли посещения семинаров, научных лекций историков-археологов о работе по раскопкам захоронений именно периода XVI-XVII веков. Увидели фрагменты подлинных вещей, музейные экспонаты, узнавали и открывали для себя всё новый пласт истории народа саха. Очень помог в создании кукол тот момент, что в это время снимался исторический фильм якутского режиссера Никиты Аржакова «Тыгын Дархан», и многие из кукольниц разных улусов принимали участие в массовых сценах кинофильма.
"Тыгын Дархан" (2020). Режиссёр: Никита Аржаков
В основном я использую для работы папье-маше и самоотвердевающий пластик. Обычный брусок полимерной глины под умелыми руками шаг за шагом превращается в куклу. Очень много этапов проходит кукла, прежде чем попасть на выставку. Но результат стоит приложенного труда. Куклы можно по разному одеть, оформить. Одежду шью сама, занимаюсь бисероплетением. На изготовление одной куклы уходит месяц, а то и больше, ведь это кропотливая работа, которая не требует спешки, суеты. Моё неизменное правило заключается в следующем: чтобы кукла удалась, нужно обязательно делать её в хорошем настроении, на позитивной волне. Занятие должно приносить радость, тогда и куклы автора будут излучать и дарить людям счастье.
Огромную помощь оказала советами, консультациями главный художник Саха академического театра им. П. А. Ойунского Дария Петровна Дмитриева. Без всего этого наверное, не получилось бы то, что видят сейчас посетители композиции. За что всем, принявшим участие в данном проекте, всем кукольницам (и маститым мастерам и вновь начавшим) выражаю огромную благодарность. Работали вдохновенно, слаженно, одной командой, прекрасно осознавая ответственность и значимость проекта. И вот 23 человека (и мои ученицы, и мастера, имеющие опыт работы с куклами) из разных улусов республики за год создали 26 героев романа. Первый выход кукол «в народ» состоялся в марте 2020 года в г. Якутске во время X республиканской выставки «Якутия мастеровая» в Доме Дружбы Народов им. А. Е. Кулаковского. Было много откликов от земляков, они написали восторженные отзывы, хвалили и удивлялись ювелирности и масштабности нашей работы.
Парфенова Каролина Петровна с героями: Одуну ойуун, Тыгын Дархан, Най Хара, Дьөппөн тойон
Конец XVI века. Якутия. Долина Туймаада.
Полновластный властелин Туймаады, грозный предводитель воинственного рода кангалассцев Тыгын Дархан каждое лето устраивал Ысыах, где кумыс лился рекой, выставлял обильное угощение, устраивал состязания удальцов – боотуров, конские скачки, где нескончаемо водили круговой танец – осуохай.
В этом году он устроил необычный Ысыах. Имея красавицу дочь на выданье – несравненную Арылы Куо Айталы, он вознамерился выдать её замуж за Чынаада Бэргэн, таким образом породниться с Лөгөйэм – предводителем борогонцев. Зная его богатырскую мощь, соколиную ловкость и стремительность, не сомневаясь в его победе над соперниками, Тыгын Дархан пригласил на состязание достойных молодцев из близлежащих и дальних улусов, пообещав победителю в жены свою дочь Арылы Куо Айталы, и начался Ысыах...
Собралось много народу – олонхосуты и хомусисты, почтенные старцы и женщины в нарядных шубах, бойкая молодёжь и удаганка, седобородый алгысчыт со свитой и удальцы, принявшие вызов.
Рост куклы: 46,5 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
"Властитель счастливой Туймаады,
прямой потомок Елляя Боотура,
почтенный муж из колена Дойдусы Дархана,
наследник Мунньяна Дархана."
"Глава рода Хангыл Хангалас, могущественный властелин Великой Туймаады Тыгын Дархан, понаблюдав за торжественной церемонией, расстегнул богатую доху, расшитую на спине орлами, снял рогатую рысью шапку, поднялся на ноги и, пригладив свои длинные, чёрные с проседью волосы, отвесил перед гостями четырёхкратный поясной поклон."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 9, 14
Рост куклы: 43 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, береста, кожа, металл, шерсть козы.
Смешанная техника
Одуну ойуун, дядя Тыгына Дархана
"И наконец вслед за девушками-плясуньями и парнями-танцорами вступил на тюсюльге рождённый по определению самого Одун-Хана величайший в Мире Срединном шаман седовласый Одуну, облаченный в ровдужную доху с бахромой, отороченную соболями и рысью, в рогатой шапке с орлиными перьями.
Преклонив левое колено, он встал на шкуру матерого медведя, поставил на правое колено огромный кубок-чорон с кумысом и, взяв в правую руку трёхглазый священный ковш-тёрэх, начал разбрызгивать кумыс на все четыре стороны света, петь и заклинать."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 11
Рост куклы: 45 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы.
Смешанная техника
Най Хара
"По левую же сторону выстроились походные шатры нерюктейского родоначальника шамана Чыппа Керемена, старца Ходоро и его двух сынов, предводителей нахарцев – вспыльчивых и упрямых Най Хара и шамана Бекирдяна, люди которых слыли карающей дланью и бьющим копытом властелина Туймаады." (с. 9)
"Най Хара, смуглый, как потемневшее дерево, и невозмутимый, как столб, старик, всё же дрогнул и вызвал своего единственного сына Харджана Боотура"
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 325
Кузьмина Изабелла Степановна. Эргис ойуун.
Рост куклы: 41 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Парфенова Каролина Петровна. Дьөппөн Тойон.
Рост куклы: 43 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Парфенова Каролина Петровна. Уол ата
Парфенова Каролина Петровна. Кыыс ата
Тыгын Дархан и Аабый Дархан с дочерьми Тыаһааны и Арылы Куо Айталы
Жена Тыгына Дархана
"Госпожа Аабый Дархан, надевшая по случаю праздника ниспадающее на грудь и спину богатое серебряное украшение" (с. 10)
"Но нежное, чадолюбивое сердце Аабый Дархан едва не разорвалось от жалости. Она выбежала из могол-урасы и, как ни уговаривала, ни увещевала ее госпожа Нюрбачан, осыпала мужа упрёками."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 27
Рост куклы: 42 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Попова Татьяна Павловна. Аабый Дархан
Младшая дочь Тыгына Дархана
"И вправду была прекрасна славная Арылы Ко Айталы, ибо, говоря языком древних, высшие божества аи, создавая такой лик, восемь тысяч лет у восьмидесяти племен выбирали великолепные черты; сотворяя такой стан, многие века в извивах множества рек высматривали точеные линии; а вдыхая в не душу, сотни веков среди сотен народов отбирали отменные качества, дабы стала она для земли ослепительным украшением, а для народа Саха – нарядным звонким узором..."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 15
Рост куклы: 43 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Терентьева Полина Ивановна. Арылы Куо Айталы
Рост куклы: 41 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Тыаһааны (Тесани), старшая дочь Тыгына Дархана
"Ни гибкостью стана, ни яркой ошеломляющей красотой лица эта девушка не уступала своей сестре Айталы Ко. Но если та являлась воплощением нежности и кротости, предметом помыслов многих мужчин, то в облике Тесани не было ничего притягательного: ее огромные глаза, сверкающие из-под сросшихся чёрных бровей, казалось, пронизывали человека насквозь, а резко очерченные губы говорили не о чувственности, а скорее о жестокости и решительности. И она, сознавая свою исключительность, предпочитала ходить одна, избегая людей."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 19
Рост куклы: 43,5 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Марҕа Баай (Марга Бай), старший сын Тыгына Дархана
"У входа кто-то отряхнул с обуви снег, дверь распахнулась, за порог шагнул Марга Бай, старший сын Тыгына.
Приветствовав отца и мать глубоким поклоном, он неторопливо разделся, развесил на крюках соболий ошейник, шапку, сшитую из лисьих лап, и рысью шубу, после чего подошел к очагу"
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 151
Правая рука Тыгына Дархана
"Немолодой, но всё ещё подвижный мужчина, сдергивая на ходу высокую шапку с пером, отворил дверь и шагнул в урасу."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 11
Рост куклы: 45 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Слепцова Саргылаана Живкустовна. Хотоҕой
Рост куклы: 40 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Чаллаайы, младший сын Тыгына Дархана
"Чаллаайы был пылок и отважен до безумия. Ему было без разницы – одного врага предстоит поразить или нескольких. Это был высокий, широкоплечий детина с открытым взглядом больших карих глаз, глядящих по орлиному грозно и холодно. Чрезвычайно ловкий и быстрый в движениях, он из любого жестокого сражения выходил невредимым."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 107-108
Рост куклы: 35 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Ньырбачаан хотун, третья жена Мунняна Дархана
"...мать не являлась уроженкой этих мест. Она была девочкой привезена сюда издалека, с берегов Глухого Вилюя. Мало того, в ней текла не уранхайская кровь, а чужая – кровь Тонг-Уусов."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 67-68
"Тойон Лекей поднялся наконец со своего места и, взяв в руки большой чорон с кумысом, подошёл к повелителю Туймаады. Вперив в него испытующий взор, он произнёс...".
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 23-24
Рост куклы: 48 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Алексеева Маргарита Васильевна. Лөгөй тойон
"Парень нашего племени и роду, доблестный Маягатта, оправдал наши надежды, одержал победу в открытой схватке. Удача и счастье улыбнулись ему! Все убедились, что и внешним видом, и храбростью он не имеет равных себе во всех десяти уусах. Пусть его брак с дочерью высокородного Тыгына будет счастливым и даст четыре рода Саха, породит десять уранхайских Уусов. Да здравствует союз равных и достойных! Уруй-туску!"
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 24
Рост куклы: 51 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Третьякова Ирина Егоровна. Майаҕатта Бэрт Хара
Рост куклы: 42 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Чыҥаада Бэргэн (Чынгаада Берген), сын тойона Лекея
"-Как?! – рявкнул Тыгын Дархан. – Что это значит?! А не своими ли ушами я слышал лестные слова о твоем сыне? Разве не о нём гласит молва: "Нет аласа, которого не достиг гонец на резвом коне, нет дороги, по которой не проскакал вестовой на быстром коне, чтобы поведать Уранхаям о смелом Чынгааде Бергене"?"
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 24
"Прочистив горло, откашлявшись ответил предводитель Баягантайского рода седовласый Бахсыгыр.
- Мы чрезмерно благодарны, что ты, владыка Туймаады, счёл нужным пригласить на свой ысыах нас, потомков Омогоя, не состоявших с вами в близком родстве. Не все уранхайские роды могут позволить себе такое, ибо столь привольные аласы, как Кёряи и Хотун Тёнгюлю, имеются не везде."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 30
Рост куклы: 44 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Варфоломеева Вера Семеновна. Бахсыгыр оҕонньор
"Джоргот всю дорогу был во власти увиденного и услышанного на ысыахе. Никто из его друзей не уезжал из родного аласа так далеко, не видел такого роскошного праздника. Уж будет теперь Джорготу что рассказать друзьям!"
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 44
Рост куклы: 47 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Пахомова Надежда Гаврильевна. Дьорҕоот
Рост куклы: 40 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Өркөн Быраайы ойуун (Ерькен Быраи), Борогонский шаман
"Предсказания молодого шамана Ерькена Быраи, оказывается, для них пустой звук. Совсем не почитают они своего шамана. А ведь чтобы понимать и ценить мудрых, необходимо обладать разумом и развитым чутьём."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 261
Рост куклы: 39 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Рост куклы: 40 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Заболоцкая Наталья Владимировна.
Малдьаҕар оҕонньор (дядя Тыгына Дархана)
Рост куклы: 41 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы, соболя. Смешанная техника
Ырыа Моорук (Ырье Морук)
"Прославленный Ырье Морук, мужчина дородный и высокий, словно листвень, выросший на краю аласа, без уговоров вышел на середину урасы, снял ровдужную доху и, усевшись на чурбак, установленный возле очага, звучным голосом запел, воспевая благодатную пору."
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 32
"Когда у них умер отец, два старших брата без особого шума поделили наследство. Для этого тойон Немюгю всадил в ствол лиственницы стрелу и сказал брату: "Отныне будем жить раздельно: земля к северу от стрелы пусть принадлежит тебе, а та, что лежит на юге, будет моей".
Далан. Тыгын Дархан : роман. – Якутск : Бичик, 1994. – С. 270
Рост куклы: 43 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, дерево, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Иванова Алена Николаевна. Нөмүгү тойон
Потапова Туйаара Борисовна. Муоҕан эмээхсин.
Рост куклы: 35 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, тесьма, бисер, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Лыткина Татьяна Владимировна.
Унаалдьыйа (жена Марга Бая).
Рост куклы: 40 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, бисер, кожа, металл, шерсть козы. Смешанная техника
Рост куклы: 39 см
Материалы: полимерная глина, проволока, синтепон, ровдуга, мех, бисер, кожа, шерсть козы. Смешанная техника
Ефимова Анна Николаевна. Үүйэ
19-22 февраля 2021 года в рамках грандиозной XI Международной выставки «Искусство кукол» в Гостином дворе г. Москва состоялся фестиваль «Народная кукла». Это новый проект, на котором приняли участие мастера со своими куклами из множества городов России.
Стоит отметить: народные куклы были, в основном, текстильными, но были и куклы из папье-маше, частично из полимерной глины, листьев початков кукурузы (талаши), из керамики – обожженной натуральной глины, деревянные, зольные (тряпичные, набитые золой).
Об участии коллекции кукол из Якутии были публикации в социальных сетях ещё задолго до начала фестиваля с подписью «Якуты идут!». Да, действительно, куклы «пришли» и произвели самый настоящий фурор! В течение 4 насыщенных дней посетители и участники выставки выражали своё восхищение мастерством мастеров, часто спрашивали о возможности купить куклы.
Действительно, посетители фестиваля народных кукол были в восторге от характеров исторических образов кукол, переданных авторами-кукольницами; от костюмов из ровдуги, украшенных разными видами меха, бисера, вышивки; от мельчайших атрибутов костюмов, начиная от маленького якутского ножа, женских украшений, до шаманского бубна.
Мы участвовали на фестивале по приглашению культурного фонда поддержки и содействия развития кукольного искусства «Куклы мира». Были представлены 29 работ 23 кукольниц.
Это был праздник народной куклы! Яркий, грандиозный! В выставочном зале фестиваля не было ни одного скучного лица у авторов кукол и у зрителей, веяло тёплой атмосферой дружбы, улыбок, доброжелательного отношения к работам мастеров, интереса к той или иной кукле, обмена визитками, приглашений на будущие выставки в других городах.
Мы обзавелись новыми друзьями, встретились со старыми друзьями, со своими подписчиками в социальных сетях вживую, вдоволь нафотографировались на память об этих удивительных, как сказала одна посетительница, сказочных днях! Столь лестные отклики о наших работах, положительные отклики наших земляков и москвичей зарядили нас на новые идеи, новые проекты, будем дальше радовать зрителей новыми работами!
Made with Mobirise - Visit site