Международный день телевидения, отмечается по предложению Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций(ООН) ежегодно 21 ноября.
17 декабря 1996 года, на 88 пленарном заседании, Генеральная Ассамблея предложила отмечать этот Всемирный день с целью поощрения обмена телевизионными программами, прежде всего посвящёнными таким проблемам, как мир, безопасность, развитие и расширение культурного обмена.
21 ноября было выбрано в ознаменование даты проведения в ООН в 1996 году первого Всемирного телевизионного форума.
В своём послании Генеральный секретарь ООН в 2002 году по случаю Всемирного дня телевидения Генеральный секретарь ООН отметил:
«ежегодное празднование Всемирного дня телевидения проводится для того, чтобы привлечь внимание к роли телевидения в продвижении мира и развития».
Посмотрим как происходила эволюция телевидения. Расскажем также вкратце историю телевизоров.
Начало эры телевидения, 1920 год. Когда пришла мысль о том, как передать изображение с помощью радиоволн. Инженеры начали изобретать прототипы телевизоров, затем началось производство телевизоров, и можно увидеть, как дизайнеры и инженеры доводили телевизоры до совершенства от момента изобретения до наших дней.
В 1900 г. впервые введен в оборот термин «телевидение» (фр. television). Он введен в оборот русским военным инженером, преподавателем кадетского корпуса из Санкт-Петербурга Константином Дмитриевичем Перским на Международном электротехническом конгрессе в Париже. Читая на французском языке доклад «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии», он впервые употребил слово «телевизион». Термин получил распространение во всем мире.
Но было время, когда введение в оборот термина «телевидение» приписывалось французам. Дело в том, что К. Д. Перский с докладом подобной тематики выступал и ранее, в 1899 г., на электротехническом съезде в Петербурге. Доклад был опубликован во Франции, что и послужило, как утверждает историк телевидения В. А. Урвалов, поводом утверждать, что автором термина «телевидение» был некий француз Перски.
Термин «телевидение», получив распространение во всем мире, на родине К. Д. Перского длительное время не находил широкого применения. До середины 1930-х гг. в отечественной литературе кроме термина «телевидение» можно было встретить «электровидение», «электрическую телескопию», «радиотелескопию», «дальновидение» и ряд других. В начале 1930-х гг. чаще всего этими терминами (кроме «телевидения») и предпочитали пользоваться ученые. Даже известный петербуржец профессор В. Л. Розинг в своих публикациях называл передачу изображений на расстояние чаще всего электрической телескопией, позднее – дальновидением.
В 1907-1911 гг. Борис Львович Розинг проводит опыты с катодной трубкой в Санкт-Петербурге. Это был первый реальный шаг, который сделал преподаватель Петербургского технологического института в электронное телевидение. Правда, Б. Розингу удалось создать электронным способом только очень простые изображения (крест и решетку). Через четыре года, в 1911 г., Б. Розинг в своей лаборатории вновь демонстрирует опыты, уже с передачей изображения. На экране приемника со спичечный коробок удается получить четкое изображение белых полос на темном фоне. Но именно от этого маленького экрана и ведет свою родословную современное телевидение.
В научной литературе выделяют несколько этапов становления и развития отечественного телевидения.
Первый этап – экспериментальный. Он связан с вещанием на аппаратуре с механической разверткой. Начало ему было положено 1 октября 1931 г., когда из студии при Московском радиоузле, что находился на улице Никольской, началось экспериментальное вещание. Вполне естественно, что этому предшествовал период открытий, опытов, экспериментов, где главными фигурами выступали ученые, инженеры, изобретатели.
Второй этап – это начало становления регулярного вещания, распространение среди населения приемников, поиск организационных форм. Он охватывает время с 1930-х гг. до создания системы центрального и местного телевидения в 60-е гг. На этом этапе количество телевизоров в СССР превысило один миллион. Промышленность в 1957 г. осваивает новые модели телевизионных приемников с невиданным прежде размером экрана 35 см по диагонали («Рекорд», «Старт» и др.). Более обеспеченные семьи могли себе позволить приобрести «Рубин» или «Темп» (43 см). В небольших количествах стал производиться с 1956 г. телевизор «Янтарь», имевший размер экрана 53 см по диагонали. Увеличение экрана дало возможность создателям передач расширить диапазон изобразительно-выразительных средств: прежде «открыточный» формат массового телевизора «КВН-49» (18 см по диагонали) сдерживал творцов, не позволял использовать общие планы, эффектные панорамы.
В эти годы число программных телецентров в стране выросло более чем вдвое. Их стало 20. Еще более бурный их рост наблюдался в последующие годы: 1960 г. – 84 телецентра, 1965 г. – 121. Однако поначалу телевизионные центры были «островками», никак не связанными друг с другом (если не считать рассылки из Москвы снятых на кинопленку новостных сюжетов и концертных номеров). О развитой телевизионной передающей сети, связывающей телецентры в единую систему, можно будет говорить в середине 70-х гг., когда в стране начнет функционировать сложившийся комплекс технических средств, основными элементами которого станут телевизионные станции и соединяющие их линии связи. Но это будет уже следующий этап развития системы отечественного телевидения.
Для второго этапа характерно превращение телевидения в самостоятельное социальное явление, социальный институт, который начинает не только обретать собственные выразительные средства, но и формировать, сообразно своему специфическому языку, общественное мнение.
Таким образом, пока телевизоров в стране было немного, телевидение существовало как технический аттракцион, приобщающий зрителей к культуре: в программе преобладали концерты, фильмы, спектакли, цирковые представления. Но как только телевидение стало массовым, правящая партия определила его функции и возложила на телевидение серьезные агитационно-пропагандистские задачи, поставив его в один ряд с печатью и радио.
Третий этап – это превращение телевидения в эффективное средство массовой информации, когда оно становится общесоюзным и многопрограммным. Временные рамки этого этапа – с конца 1960-х и до 1990-х гг. Расцвет отечественного телевидения приходится именно на этот этап. В 1970-80-е гг. был достигнут завидный уровень развития электронных СМИ, когда в любом уголке огромной страны было слышно Москву и практически все население страны могло смотреть телевидение. На этом этапе развития отдельные локальные телевизионные сети были объединены наземными и спутниковыми линиями связи в единую сеть. Был создан мощный комплекс технических средств, который обеспечил повсеместную передачу программ Центрального телевидения на всю страну. Ввод в действие технического телевизионного центра «Останкино» в Москве в 1967-1970 гг. расширял возможности Центрального телевидения. На его базе готовились уже четыре программы, стали регулярными и передачи цветного телевидения.
До 1967 г. население страны обеспечивалось телевизионными программами только с помощью наземных средств – путем строительства мощных передающих станций, ретрансляторов, кабельных и радиорелейных линий. На ранних этапах строительство наземной передающей сети было эффективным средством, так как станции строились в густонаселенных районах страны и ввод каждой из них обеспечивал прирост числа зрителей. Но решить задачу полного покрытия огромной страны телевизионным сигналом только таким путем не представлялось возможным. Реальные возможности ее решения открывались с созданием системы спутниковой связи и спутникового телевизионного вещания, начало которому положил запуск в 1965 г. ИСЗ «Молния-1».
В 1967 г. были введены в действие первые 20 приемных станций спутниковой связи «Орбита» в районах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Крайнего Севера. Ввод в эксплуатацию первых станций «Орбита» и радиорелейных линий от них обеспечил прирост числа зрителей Центрального телевидения более чем на 20 миллионов человек. Страна повсеместно принимала программы Центрального телевидения по релейным линиям и космической связи.
Важным моментом развития телевидения на этом этапе и определения его места в системе средств массовой информации стал в 1970 г. Указ Президиума Верховного Совета о создании Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Прежнее название с 1965 г. Было Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР.
Во-первых, из названия Комитета исчез предлог «при». Это означало, что электронные СМИ официально включаются в систему государственного управления: режиссеры и журналисты теперь не «при» власти, а часть самой власти. Во-вторых, престиж телевидения в обществе и в Партийно-государственной иерархии необычайно вырос. И то, что в названии ведомства телевидение оказалось поставленным впереди радиовещания, – констатация заслуженной победы, приоритета более важного и эффективного СМИ.
Четвертый этап – это современный этап, время «изобилия» каналов, внедрения спутникового и кабельного телевидения, цифровой техники. В нашей стране он начался в 1990-е гг. Принципиально новым явлением в вещании, которое во многом определяло начало четвертого этапа, явилось появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубежных телепрограмм.
Историю отечественного телевидения, его становление и развитие нельзя рассматривать в отрыве от истории страны. Каждый из этапов становления и развития отечественного телевидения имеет не только свои хронологические рамки, но и особенности. Так, если для второго и третьего этапов, очерченных рамками от начала 1930-х и до начала 1990-х гг., характерно превращение ТВ в общесоюзное, многопрограммное средство вещания, в рупор государственной пропаганды (да и как могло быть иначе, когда журналисты были подручными партии), то для четвертого этапа, с 90-х гг. по настоящее время, характерно разрушение системы централизованного государственного управления. Оно происходило вместе с распадом СССР и развитием рыночной экономики. Особенностью этого этапа стал бурный рост числа каналов, их конкуренция и борьба за зрителя между государственным и коммерческим вещанием.
Как в отечественной, так и в зарубежной истории телевидения прослеживаются те же этапы становления и развития. Они типичны для стран, имеющих развитую экономику.
Книги из фонда
Национальной библиотеки РС (Я)
Подборка книг из подписного ресурса «ЛитРес» в ЭБ НБ РС(Я)
Create a website - See here