Туполев -
человек и его самолеты

5 ноября 1955 года в воздух поднялся первый серийный самолёт,
построенный на Харьковском авиазаводе (УССР).
В 1956 Советскому Союзу удалось поразить западный мир,
когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон, туда же прилетел реактивный самолёт

советского производства ТУ - 104.

Первый в мире: интересные факты о реактивном пассажирском лайнере Ту-104

Конкурентоспособный пассажирский реактивный лайнер Ту-104 подтвердил технологические успехи СССР.

УДАР ПО ЗАПАДУ

Невозможно было представить, что страна, вышедшая из руин Отечественной войны, совершит такой технологический скачок, опередив западные разработки. В период с 1956 года, после приостановки из-за серии авиакатастроф полётов британского реактивного лайнера De Havilland DH-106 Comet, до октября 1958 года, когда был введен в коммерческую эксплуатацию американский реактивный Boeing 707, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.
Как раз во время технологических доработок бесперспективной "Кометы" авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев, на счету которого были десятки сконструированных самолетов, и представил Правительственной комиссии СССР свой пассажирский реактивный лайнер. 

Mobirise
ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЗ БОМБАРДИРОВЩИКА

   История Ту-104 началась в 1953 году, когда КБ Туполева, запустив в серию дальний реактивный бомбардировщик-ракетоносец Ту-16, получило задание создать реактивный пассажирский лайнер. Чтобы выиграть время, туполевцы не стали создавать совершенно новую машину, а взяли за основу только что разработанный ими бомбардировщик.

Первый полет

Первый регулярный рейс Ту-104 совершил по трассе Москва – Иркутск 15 сентября 1956 г. Через 7 часов 10 минут лётного времени, преодолев (с посадкой в Омске) 4570 км, самолет приземлился в Иркутске.
Лайнер пилотировал экипаж под руководством Е.П. Барабаша.
По сравнению с предыдущим (поршневым) поколением самолетов, реактивная машина преодолевала расстояния почти в три раза быстрее. Ту-104, перевозивший до 100 пассажиров за один рейс и преодолевавший 800-900 км в час, стал вторым основным (после Ил-18) самолетом на магистральных линиях "Аэрофлота".
В том же году реактивные первенцы стали летать
на линиях Москва – Тбилиси, Москва – Ташкент, Москва – Хабаровск.
В сентябре 1957 года из аэропорта Внуково на Ту-104 был выполнен полет в Нью-Йорк, который, как отмечала тогда западная пресса, "подтвердил приоритет СССР в развитии реактивной техники".

Хронология Ту-104

Всего в период с 1956 по 1960 год было построено 206 самолётов Ту-104 в различных модификациях:
             1955 год - 6 бортов
             1956 год - 8 бортов
             1957 год - 23 борта
             1958 год - 57 бортов
             1959 год - 61 борт
             1960 год - 51 борт
Выпущено было около 20 модификаций Ту-104, включая прототипы, испытательные стенды, переоборудование грузовых самолетов и производство VIP бортов.

Самолет Ту-104 имел длину 38,9 м, высоту 11,9 м, 34,5 метровый размах крыла, площадь которого составляла 174,4 м². Его крейсерская скорость равнялась 800 км/ч, а максимальная дальность — 2750 км, потолок же равнялся 12 тыс. м. Масса пустой машины равнялась 41 600 кг, а максимальный взлетный вес (с топливом, пассажирами и багажом) — 76 000 кг. Тяга двигателей — 2×9000 кгс.




Последние лайнеры Ту-104 пропали с регулярных рейсов лишь в 1979 году, но еще некоторое время использовались для тренировок летчиков морских истребителей, в качестве штабного самолета, летающей лаборатории.



Выдающийся советский авиаконструктор, академик
АН СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы,
трижды Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР,
Депутат Верховного Совета СССР.


Mobirise


Андрей Туполев – советский авиаконструктор, ученый, доктор технических наук. Под его руководством создано более 100 типов самолетов, на которых установлено около 80 мировых рекордов.

Достижения конструктора Андрея Туполева в авиастроении и его заслуги перед отечественной наукой сопоставимы со вкладом Сергея Королева в ракетостроение. Андрей Николаевич разработал более сотни моделей самолетов и стал человеком-эпохой, воспитавшим целое поколение талантливых конструкторов.

Mobirise

Андрей Туполев совместно со своим учителем Николаем Жуковским достучались до руководства молодой советской страны и убедили его в необходимости развивать отечественную авиационную промышленность. Кроме того, они привели доводы, подтверждающие целесообразность использования цельнометаллических конструкций в производстве авиационных судов. С тех пор самолеты стали строить из легкого, но прочного дюралюминия, а дерево и тяжелое железо остались в прошлом.

В названиях серий советских воздушных судов АНТ и Ту использованы инициалы Туполева и начальные буквы его фамилии. Беспосадочные перелеты Валерия Чкалова по маршрутам Москва – Северный Полюс – США и
Москва – остров Удд состоялись именно на самолете АНТ-25, разработанном Туполевым.

В 1935 году с самолетом той же серии случился казус. Летчик Сигизмунд Леваневский должен был совершить громко анонсированный перелет Москва – Северный полюс — Сан-Франциско, 
в честь которого даже была выпущена почтовая марка.

ОДНАКО, НА 2000-М КИЛОМЕТРЕ ОБНАРУЖИЛАСЬ ПРОТЕЧКА МАСЛА И ПИЛОТАМ ПРИШЛОСЬ ПРЕРВАТЬ ПОЛЕТ,
СЕВ ПОД НОВГОРОДОМ. В КАБИНЕТЕ СТАЛИНА ЛЕВАНЕВСКИЙ ОБВИНИЛ ТУПОЛЕВА ВО ВРЕДИТЕЛЬСТВЕ И В ТОМ,
ЧТО ТОТ СОЗНАТЕЛЬНО СТРОИТ ПЛОХИЕ САМОЛЕТЫ.

Андрея Николаевича вместе с женой арестовали в 1937 году. 
В начале Великой Отечественной войны Туполев был освобожден, а в 1955 году полностью реабилитирован.

Вклад Андрея Николаевича в гражданское авиастроение не менее существенный, чем в военное. Реактивный гражданский самолет Ту-104 стал первым воздушным судном подобного класса в Советском Союзе. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, изображение которого красовалось на почтовой марке 1969 года, также является результатом разработок гениального конструктора.
В 1970-х годах КБ, основанное Туполевым, но уже под началом конструктора Валентина Близнюка, представило разработку Ту-160 – бомбардировщика-ракетоносца с регулируемой геометрией крыла.

  

- В фильме-биографии «Крылья» Даниила Храбровицкого, вышедшего на экраны в 1979 году, роль Туполева сыграл актер Владислав Стржельчик.
- В честь конструктора назван КАИ имени Туполева в г. Казань.
- В 2018 году аэропорт Москвы «Внуково» стал носить имя Андрея Николаевича.
- Улицы, названные в честь советского конструктора, есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Улан-Удэ, Праге и Амстердаме.
- В рамках проекта «Великие умы России» в 2020 году вышла книга «Андрей Туполев», авторства Адели Нурмухаметовой.

- А. Н. Туполев – почетный гражданин Жуковского, Нью-Йорка и Парижа.
- Конструктор был владельцем трофейного автомобиля «фюрерваген», который был подарен ему маршалом СССР Рокоссовским.
- Андрей Николаевич руководил конструкторское бюро, избирался в депутаты Верховного Совета Советского Союза, при этом не являясь членом коммунистической партии.

Андрей Туполев. Выдающиеся авиаконструкторы

документальный фильм 

Электронные книги и подкасты с подписного ресурса ЛитРес

Андрей Николаевич Туполев - русский и советский авиаконструктор
Андрей Николаевич Туполев. Часть 2
Туполевская шарага. Как создавалась советская авиационная и космическая промышленность
Туполевы. Андрей Николаевич и Алексей Андреевич: биография, команда, разработки.
Все боевые самолеты Туполева. Коллекционное издание.
Боевые самолеты Туполева.
78 мировых авиарекордов.
Андрей Туполев
Дальний перехватчик ТУ-128
Mobirise

ПАО «Туполев» – крупнейший разработчик авиационной техники, занимающийся проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолетов, подготовкой экипажей в учебном центре.
Компания стремится к сохранению и развитию научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечению безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники.
ПАО «Туполев» является продолжателем славных традиций предприятия, основанного в 1922 году величайшим российским авиаконструктором и организатором отечественного авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым.

Книги из фонда Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

Большой старт
Главный конструктор
Биһиги авиациябыт
Запуск и опробование турбореактивного двигателя на самолете Ту104-Е
Практическая аэродинамика самолета Ту-104
Конструкция и летная эксплуатация самолетов Ту-104А и Ту-104Б
Аэродинамика самолета Ту-104
Русские ученые ХХ века
В небе Ту-104
Музей космонавтики и авиации

Самолеты А. Н. ТУПОЛЕВА.

Под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов,
ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил. Среди них:

АНТ-1 

Mobirise

АНТ-1 — одноместный опытный спортивный самолёт, совершивший первый полёт 21 октября 1923 года; первая разработка ОКБ им. Туполева. Спроектирован А. Н. Туполевым на основании его опыта при создании аэросаней и кораблей. Самолёт представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции.

АНТ-10  

Mobirise

АНТ-10 (Р-7) — разведчик-бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в конце 1920-х годов.

АНТ-20

Mobirise

АНТ-20 «Максим Горький» — советский агитационный пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси. Построен на авиационном заводе города Воронежа

АНТ-29

Mobirise

АНТ-29 (ДИП-1 от дальний истребитель пушечный) — пушечный опытный двухместный истребитель, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1930-х годов.

МДР-2

Mobirise

МДР-2 (второе название АНТ-8) — морской дальний разведчик, разработанный ОКБ Туполева и совершивший первый полёт в 1931 году

МК-1

Mobirise

МК-1 (второе название АНТ-22) — самолёт-летающая лодка, совершивший первый полёт в 1934 году.

ТУ-2

Mobirise

Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолёт «103» (по кодификации НАТО: Bat — «Летучая мышь») — двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик / фронтовой бомбардировщик) времён Второй мировой войны.

ТУ-116

Mobirise

Самолет Ту-116 (Ту-114Д), «проект 116» — пассажирский вариант серийного бомбардировщика Ту-95М для межконтинентальных полётов представителей высшего руководства СССР, всего переоборудовано два бомбардировщика Ту-95М, на случай возможной задержки в сроках доводки лайнера «проект 114». Литера «Д» означает «дипломатический», а не «дальний», как ранее публиковалось в литературе.

ТУ-114

Mobirise

Ту-114 «Россия» (по кодификации НАТО: Cleat — «Зажим») — турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.
Производился в 1961—1965 годах на серийном заводе № 18 в Куйбышеве. Всего был построен 31 экземпляр серийных самолётов.

ТУ-104

Mobirise

Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — «Верблюд») — первый советский реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 года, после приостановки по техническим причинам полётов британского реактивного авиалайнера «Комета», до октября 1958 года, когда был введён в коммерческую эксплуатацию американский реактивный авиалайнер Boeing 707, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

ТУ-98

Mobirise

ТУ-98 (Ту-24) (по кодификации НАТО: Backfin — «Спинной плавник») — прототип реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом, разрабатывавшегося в конструкторском бюро А. Н. Туполева.

ТУ-95

Mobirise

Ту-95 (проект «95», изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями. До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне. 

ТУ-22М

Mobirise

Ту-22М («изделие 45») по кодификации НАТО: Backfire) — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

ТУ-22

Mobirise

Ту-22 — машина «105», изделие «А», изделие «Ю», (по кодификации НАТО: Blinder) — советский дальний тяжёлый сверхзвуковой самолёт конструкции КБ Туполева. Строился в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика и постановщик помех. Предназначался для замены парка машин типа Ту-16. В дальнейшем ударные варианты Ту-22 были полностью заменены на различные серии Ту-22М, Ту-22 в вариантах разведчиков и постановщиков помех эксплуатировались вплоть до начала последнего десятилетия XX века.

ТУ-16

Mobirise

Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

ТУ-4

Mobirise

Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: Bull — «Бык») — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении дальней авиации ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов. Самолёт является нелицензионной копией американского бомбардировщика В-29, воспроизведённым методом обратной разработки по трём интернированным во время Второй Мировой Войны американским B-29 . При этом его конструкция, оборудование, вплоть до интерьера гермокабин, были строго скопированы с американского образца, за исключением пушечного вооружения, винтомоторной группы силовой установки и радиостанции. Советские двигатели имели мощность 2400 л. с. вместо 2200 л. с. у оригинала.

ТУ-123

Mobirise

Ту-123 «Ястреб» — советский сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик, производства КБ Туполева.
Предназначался для ведения фото- и радиоразведки на дальность до 3200 км. Построен на основе опытного беспилотного ударного самолёта-снаряда Ту-121. Другое обозначение: ДБР-1 (дальний беспилотный разведчик).

ТУ-124

Mobirise

Ту-124 (по кодификации НАТО: Cookpot — «Кастрюля») — советский пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров.
Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов. Ту-124 — переходный этап от первого поколения пассажирских авиалайнеров ко второму.

ТУ-126

Mobirise

Ту-126 (изделие «Л» (Лиана), по кодификации НАТО: Moss — «мох») — первый советский самолёт-носитель радиоэлектронных средств дальнего радиолокационного обнаружения воздушных и морских целей (самолёт ДРЛО). Создан на базе пассажирского лайнера Ту-114 в качестве носителя аппаратуры радиолокационного комплекса «Лиана» и аппаратуры взаимодействия с авиационно-ракетным комплексом дальнего перехвата (АРКП) «Ту-28-80» («Ту-128С-4»)

ТУ-134

Mobirise

Ту-134 (по кодификации НАТО: Crusty — «Заскорузлый») — советский пассажирский самолёт на 76-80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Первый полёт выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе.

ТУ-134УБЛ

Mobirise

Ту-134УБЛ (по кодификации НАТО: Crusty-B) — учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году.
Продолжает использоваться в ВВС России для обучения курсантов полётам на Ту-22М3 и Ту-160.

ТУ-142

Mobirise

Ту-142 (по кодификации НАТО: Bear-F) — советский и российский дальний противолодочный самолёт (ДПЛС).
Изначально предназначался для обнаружения и уничтожения ПЛАРБ противника в районах патрулирования. Фактически в ВМФ применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы и только потом для поиска и слежения за ПЛАРБ (после окончания холодной войны).

ТУ-144

Mobirise

Ту-144 (по кодификации НАТО: Charger) — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы.
Является первым и одним из двух в мире (наряду с британско-французским «Конкордом») типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок.

ТУ-154

Mobirise

Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless — «Беззаботный», на сленге советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка» или «Аврора») — советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров. Разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева.

ТУ-160

Mobirise

Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», обозначение разработчика — «К», по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек») — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Главный конструктор — В. И. Близнюк.

ТУ-204

Mobirise

Ту-204 — советский и российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154. Производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214). Рассчитан на 164—215 пассажиров и дальность полёта 4200—5920 км.

ТУ-214ОН

Mobirise

Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт авиационного наблюдения, разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1.

ТУ-230

Mobirise

Ту-230 (проект "230") — проект советского дальнего гиперзвукового ударного самолёта. Разрабатывался в ОКБ Туполева под общим руководством А.А.Туполева и А.Л.Пухова, ведущим по теме был назначен Ю.А.Фазылов. Проектирование было начато в 1983 году и завершено в 1985 году.

ТУ-244

Mobirise

Ту-244 — отменённый советско-российский проект перспективного дальнемагистрального сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения ОКБ Туполева.

ТУ-334

Mobirise

Ту-334 — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в 1990-х годах с целью заменить выводящиеся из эксплуатации Як-42, Ту-134 и Ту-154Б. По ряду причин серийное производство самолёта организовано не было.

За прошедшие сто с небольшим лет российская авиация возникла и достигла удивительно высоких показателей по скорости, высоте, дальности и грузоподъемности, прочно войдя в повседневную жизнь. Особое место в этом процессе принадлежит конструкторскому бюро Андрея Николаевича Туполева. Это целая эпоха в становлении, развитии и достижении вершин авиационной техники. Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки "Ту", около 1000 из них поставлено в 20 стран мира. На самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Здесь была создана знаменитая школа отечественного авиастроения, из которой вышли десятки выдающихся конструкторов.

© 2022, ГКУ РС(Я) "Национальная библиотека РС(Я)"

СОСТАВИТЕЛЬ:
Попова А.Г. - ведущий библиограф отдела культурно-образовательных проектов и программ

ИСТОЧНИКИ:
В выставке использованы материалы
из фонда Национальной библиотеки РС (Я), подписного ресурса ЛитРес, данные видеохостинга YouTube и открытых источников.

web page was built with Mobirise template