.
"О нем писали и пишут много, и много будут писать, и чем дальше населяется, оживляется и гуманизируется Сибирь, тем выше и яснее станет эта апостольская фигура...
Вот природный сибиряк, Самим Господом Богом ниспосланный апостол-миссионер !"
Иван Александрович Гончаров
Иоанн Евсевиевич Попов родился 26 августа 1797 года в селе Анга Иркутской епархии, так как в то время было много церковнослужителей Поповых, к его фамилии прибавлено "Ангинский".
Иоанн Попов-Ангинский сын бедного пономаря Евсевия Попова, по окончании Иркутской духовной семинарии был посвящен в диаконы, а затем в 1821 г. рукоположен в священники Градоиркутской Благовещенской церкви, где служил два года.
Еще в 1814 году молодому семинаристу, как самому лучшему ученику, была присвоена фамилия Вениаминов, в память о скончавшемся епископе Иркутском Вениамине.
"Святитель Иннокентий Вениаминов"
художник Михаил Шаньков 2010 год
Человек удивительной судьбы, Вениаминов известен не только как миссионер, но и как просветитель, ученый, этнограф и лингвист, ему посвящено много трудов, где заслуженно оценены научные труды и разносторонняя деятельность.
В период миссионерской службы на Уналашке и Ситхе Вениаминов занимался изучением языков колошской и кадьякской народностей. Результатом исследований явились труды: "Замечания о колошском и кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-Американский владениях, с присовокуплением Российского словаря", "Записки об островах Уналашкинского отдела", "Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка", также было написано предисловие к Евангелие от Матфея на алеутско-лисьевском языке. А сочинение И. Вениаминова "Указание пути в царствие небесное" с 1839 по 1884 год выдержало 22 издания.
Французский ученый Альфонс Пинар, современник Вениаминова, изучавший языки чукчей, алеутов, колошей и других северо-американских племен, пишет:
«его (Вениаминова) описание доселе не потеряло своей цены, а переводы читаются и понимаются туземцами свободно».
В ноябре 1839 года в Санкт-Петербурге его застала весть о кончине супруги. Переборов боль и горе, протоиерей Вениаминов по предложению митрополита Филарета решает принять монашество.
29 ноября 1840 года на Троицком подворье отец Вениаминов был пострижен митрополитом Филаретом в монахи и принял имя Иннокентий в честь Святого Иннокентия, первого епископа Иркутского.
1 декабря 1840 года Святейшим Синодом принято решение о восстановлении кафедры Российско-Американских церквей с консисторией и полным епархиальным устройством.
- Иннокентий Вениаминов назначен епископом Камчатским, Курильским, Алеутским.
В 1852 году святитель Иннокентий добился отделения Якутской области от Иркутской епархии и присоединения ее к Камчатской епархии.
Святитель побывал с неофициальным визитом в 1852 г. в Якутске, где ознакомился с положением дел в области. По итогам поездки 5 июня 1852 г. он подал на имя генерал-губернатора Восточной Сибири И. Н. Муравьёва-Амурского «Записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области», в которой предлагал увеличить штаты причтов, перевести на якутский язык священные книги.
В 1853 году Иннокентий Вениаминов учреждает Комитет по переводу священных книг на якутский язык.
В Комитет вошли: члены Якутского духовного правления - протоиерей Димитрий Хитров - председатель комитета, благочинные Евсевий Протопопов, Никита Запольский, градоякутские священники Михаил Ощепков, Петр Попов, а также Ытык-кельский священник Димитриан Попов. К работе над переводами кроме членов Комитета было привлечено более 30 градоякутских, улусных священников и местных жителей.
Таким образом, были переведены все 27 книг "Нового Завета", "Бытие" и "Псалтырь" из "Ветхого Завета".
В сентябре 1855 года Святейший Синод принимает решение о печатании в Московской Синодальной типографии богословные и другие писания, переведенные на якутский язык.
В 1857 году Д. Хитров командируется в Москву для осуществления издания книг священного писания на якутском языке.
В Московской Синодальной типографии 1857-1858 годах были отпечатаны: "Священное Евангелие", "Апостол с книгою Бытия", "Божественная литургия святаго Иоанна Златоуста и Требник", "Канонник", "Часослов с псалтырью", "Указание пути в Царствие небесное и поучения на якутском языке", "Краткая грамматика якутского языка", составленная протоиереем Д. Хитровым, "Якутско-русский букварь"
"Я случайно был в комитете, который собирается в тиши архипастырской кельи. Все духовные лица здесь знают якутский язык. Перевод в черне уже окончен. Когда я был в комитете, там занимались окончательным пересмотром «Евангелия от Матфея». Сличались греческий, славянский и русский тексты с переводом на якутский язык. Каждое слово и выражение строго взвешивалось и проверялось всеми членами. Один из миссионеров, именно священник Хитров, занимается, между прочим, составлением грамматики якутского языка. Она уже окончена».
Иван Андреевич Гончаров
"С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев... "
В 1858 году вместе с губернатором Николаем Муравьёвым отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.
В начале 1858 года святитель Иннокентий посещает город Николаевск, а 9 мая того же года прибывает в Усть-Зейскую станицу вместе с Н.Н. Муравьевым-Амурским, где закладывает храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, при этом происходит переименование станицы в город Благовещенск.
В 1862 году архиепископ Иннокентий переезжает в город Благовещенск, куда по определению Святейшего Синода была перенесена Камчатская епархиальная кафедра. Отсюда Святитель Иннокентий по прежнему совершает длительные миссионерские поездки по своей обширной епархии.
В 1867 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем синоде.
В 1868 году архиепископа Иннокентия назначают митрополитом Московским. Не смотря на преклонный возраст, святитель Иннокентий активно трудится на новом поприще.
Понесенные святителем труды и лишения не могли не сказаться на его здоровье. 31 марта 1879 года митрополит Московский Иннокентий почил. Он был погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.
6 октября 1977 года митрополит Московский Иннокентий, определением Священного синода Русской Православной Церкви, был причислен к лику святых.
Памятники святителю Иннокентию установлены в Якутске, Магадане и Иркутске.
В селе Анга (Ангинское) Качугского района Иркутской области сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий, сейчас в доме располагается музей святителя.
Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий».
В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски.
10 декабря 1997 года в городе Южно-Сахалинске участок аллеи между улицей Комсомольской и центральной аллеей южного входа в городской парк получил наименование «Бульвар Святителя Иннокентия» в связи с празднованием 300-летия открытия Курильских островов русскими моряками.
В 2011 году учреждена медаль «За заслуги перед городом Благовещенском» — вторая по значимости муниципальная награда после звания почетного гражданина города. В центре медали — рельефное изображение графа Муравьева-Амурского и святителя Иннокентия.
22 апреля 1991 года Государственный банк СССР выпустил 150 рублёвую платиновую памятную монету посвящённую «250 лет открытия Русской Америки: Иоанн Вениаминов — миссионер и просветитель, XIX в.».
6 октября 1977 года решением Священного синода причислен к лику святых Русской православной церкви. Канонизация стала возможна в рамках международной деятельности Церкви в ответ на ходатайство Священного синода Православной церкви в Америке.
В Якутске в 1997 году на территории Якутского государственного музея (бывшая территория Спасского мужского монастыря) построена часовня в память двухсотлетию со дня рождения святителя Иннокентия.
Made with Mobirise
Free Offline Site Maker