Выпуск № 6 (декабрь 2022 г.)
Миронова Ульяна Егоровна
"Творчество мастера народных художественных промыслов РС(Я) по национальному шитью
Раисы Николаевны Алексеевой"
Народные мастерицы РС(Я) Миронова Ульяна Егоровна и Жиркова Людмила Петровна
В 2022 году – в Год культурного наследия народов России в читальном зале отдела обслуживания национально-краеведческими фондами Национальной библиотеки РС(Я) в рамках совместного проекта библиотеки с народными мастерами РС(Я) «Алаас уран тарбахтаахтара» прошло по плану 6 персональных выставок народных мастеров республики различных направлений. Так, были представлены перед читателями авторские персональные выставки: выставка по национальному шитью «Кустук өҥүн оонньотон» Ивановой Александры Петровны (Мегино-Кангаласский улус); выставка изделий из бересты и художественной резьбы по дереву и музыкальных инструментов «Мас ырыата, туос тойуга» семейной пары Елены Дмитриевны и Андрея Алексеевича Осиповых (Намский улус); выставка по национальному шитью «Олоҕум оһуордаах кырдала» Ивановой Ксении Ивановны (г. Якутск); выставка по национальному шитью «Дьикти кэрэ оһуор-иис абылаҥа» Прибылых Луизы Анатольевны (Амгинский улус); выставка по национальному шитью «Алгыспын аныыбын» Алексеевой Раисы Николаевны (г. Мирный); выставка по национальному шитью «Сайыны санаан...» творческой студии «Үктэл» (рук. НМ РС(Я) Жиркова Л. П., г. Якутск).
Каждая выставка представляла собой особый трепетный мир образов, сюжетов, выраженных различными материалами и орнаментами. В каждом представленном экспонате выставок чувствовалась особая трепетная теплота человеческих рук, потаенное желание автора выразить собственный выразить собственный посыл видения и представления о прекрасном целого народа, богатого духовным миром. Мастера и мастерицы, продолжая претворять в жизнь опыт старых мастеров, одновременно вкладывают в произведения свое понимание, свои чувства, воплощая характерность национального мышления в узоре, выражения красоты окружающего мира через многообразие стежков, ажурного орнамента, изящных линий и замысловатых форм, в которых заложена глубокая философия предков и вся духовная глубина мастера-художника.
В этом выпуске "Почерка мастера" мы хотим рассказать о выставке одной удивительной мастерицы – Алексеевой Раисы Николаевны, мастера народных художественных промыслов РС(Я), в течении 17 лет активного и преданного члена студии декоративно-прикладного искусства «Уран» г. Мирного, начиная с 2005 г. Мы попросили рассказать о Раисе Николаевне художественного руководителя студии «Уран» Миронову Ульяну Егоровну.
Первыми её словами о Раисе Николаевне были такие слова: «Раиса Николаевна пришла в клуб и сразу стала одной из самых активных, продуктивных и результативных мастериц. Я называла и называю её «Умайар сулуһум» (Путеводной звездой) нашего клуба, а после студии. Именно с её появлением у нас в клубе сформировалась троица ударных мастериц – «күүс-тирэх активистара». С этого всё и началось…
Итак, знакомьтесь – народная мастерица РС(Я) Миронова Ульяна Егоровна и её ученица Алексеева Раиса Николаевна.
Автор проекта и координатор выставок
"Алаас уран тарбахтаахтара", народный мастер РС(Я)
Жиркова Людмила Петровна
Родилась в 1960 году в селе Тойбохой Сунтарского района в семье учителей. Выпускница Куйбышевского института культуры (1981). Работала библиотекарем в Эльгяйском филиале Сунтарской ЦБС, городской библиотеке города Мирного, заведовала сектором якутского народного творчества (1991-2004), была художественным руководителем Дворца культуры «Алмаз» КСК АК «АЛРОСА» (2004-2012), художественный руководитель студии народного прикладного искусства «Уран» с 2005 года. Потомственная мастерица. Прадед Андреев Гаврил Алексеевич (портной Гаврил) по приглашению богатых якутов шил свадебную одежду. Его работы хранятся в музее им. С. А. Зверева-Кыыл Уола в селе Эльгяй Сунтарского улуса.
Трудовая деятельность мастера многие годы была связана с пропагандой и популяризацией самобытной якутской культуры в интернациональном городе Мирном. На протяжении многих лет руками мастерицы создавались неповторимые произведения, отражающие красоту и самобытность родного края, мелодичность и поэзию якутской души. Ульяна Егоровна является автором и организатором многих выставок в различные годы, таких как «Мирнинские узоры» (2005), «Живые традиции Олонхо», «Культ коня», «Песнь ветвистого узора», «Дары Байаная», «Поэзия серебряной иглы», «Магия лоскутных ритмов» и др. Прекрасные изделия мастерицы представлялись на республиканских, российских и международных выставочных площадках и получили признание специалистов и зрителей. Некоторые работы хранятся в музеях и галереях республики.
Поздравляю с открытием выставки народной мастерицы Ульяны Мироновой, сохраняющей и развивающей традиции народного искусства якутских женщин в городе Мирном.
Мастер «Золотые руки», много трудолюбия, вкуса, терпения.
Народный художник России, член Российской Академии художеств Афанасий Осипов. 2012 г.
В 2005 году Раиса Николаевна начала заниматься в студии народного прикладного искусства «Уран» города Мирного. Её первая творческая работа – комплект конского убранства, была представлена на юбилейном вернисаже, посвященном 50-летию алмазной столицы. Именно тогда она открыла для себя притягательный и удивительный мир якутской традиционной вышивки «таҥалай» и лоскутного шитья.
Мастерство и опыт, трудолюбие и жажда творчества позволили Раисе Николаевне справиться со сложным в исполнении изделием – комплектом конского убранства. Овладение множеством технологических приемов (вышивка нитками мулине, золотное шитьё, вышивка бисером, лоскутная мозаика, шитье) и многообразие используемых материалов свидетельствуют о высоком уровне мастерицы.
С 2005 года участвует в республиканских и российских выставках. Её работы были представлены в центре народного искусства «Симэх» Дома дружбы народов им. А. Е. Кулаковского, в Объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, на республиканских праздниках Ысыах Олонхо в Мирнинском районе, в городе Нюрба, в селе Майа Мегино-Кангаласского улуса, в галереях города Москвы и Иваново на фестивалях «Лоскутная мозаика России», проектах Ассоциации мастеров лоскутного шитья России в Суздале, Москве, Японии и др. В 2019 году ей присвоено звание «Мастер народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)».
Раиса Николаевна Алексеева родилась в 1946 г. в Нюрбе в семье колхозников Угапьевых. Отец, Николай Николаевич, в годы войны работал бригадиром на трудовом фронте в Булуне. Был отменным охотником, добывал в тайге и сохатых, и медведей, рыбачил. Мать Иванова Тамара Антоновна была передовым работником-стахановцем в колхозе «Наука Ленина» Нюрбинского улуса. Всю свою жизнь Тамара Антоновна занималась рукоделием. В фондах Якутского объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского хранятся 3 её работы.
С детства научившись ценить тяжёлый, требующий мастерства и сноровки кропотливый ручной труд, Раиса Николаевна Алексеева сама стала большой труженицей, хранительницей домашнего очага, домовитой и умелой хозяйкой, заботливой матерью, терпеливой рукодельницей. Везде, где она работала, будь то коллектив ПЭТС и ЖХ (предприятие энерго-теплоснабжения и жилищного хозяйства), или АБК (административно-бытовой комплекс) карьера «Мир» Мирнинского горно-обогатительного комбината, её ценили за старательность и ответственное отношение к работе, дружелюбие и сердечность.
Раису Николаевну Алексееву отличают непосредственность и жизнерадостность, оптимистическое восприятие действительности. Она – заботливая мать троих взрослых детей и любящая бабушка многочисленных внуков. Личность особого духовного склада, она любит читать, постоянно посещает библиотеку, следит за новинками якутской исторической и художественной литературы. Неторопливая и основательная, начитанная и обладающая большим житейским опытом, она является очень интересным собеседником. Раису Николаевну волнуют проблемы сохранения ценностей прошлого и передачи их молодым мастерам, поэтому она щедро делится своими навыками и умением на мастер-классах в селах Ньурбачан Нюрбинского улуса, Кемпендяй Сунтарского улуса, в городе Ленске, посёлке Светлый. По её инициативе мастерицы Ньурбачана создали большой лоскутный ковёр с гербом к юбилейной дате села.
Первая работа: "Комплект конского убранства", 2005 г. (4 предмета)
В 2005 году ветеран труда Раиса Николаевна вышла на заслуженный отдых. Именно с этого времени она начала заниматься в студии народного прикладного искусства «Уран» и стала одной из ведущих мастериц. С первых дней, уже обладая навыками и умениями рукодельного шитья, сразу освоила традиционную лоскутную технику «кыбытыылаах тигии».
С годами у неё появились интересные работы в этой технике. Абстрактный маленький квадрат «харах ойуу» стал основой многих её работ. Например, гармоничные по цветовому решению и стройной ритмичностью повторяющихся лоскутных блоков ковры «Чароит» (2004 г.) и «Родной алаас» (2005 г.) очаровывают с первого взгляда. Выразительность художественного языка, возможность использования необычного цветового сочетания легко читается в ковре «Сумерки» (2015 г.)
Лоскутное панно "Ысыах", 2015 г.
Сукно, мулине, х/б ткань.
Вышивка, лоскутная мозаика, шитьё
Лоскутное панно, 2005 г.
Меховые коврики
Мать Раисы Николаевны Иванова Тамара Антоновна была известной стахановкой колхоза «Наука Ленина» Нюрбинского улуса, награждена медалью «За доблестный труд в годы войны». Работала на лесозаготовке, наравне с мужчинами косила траву, строила изгороди и пр. По быстроте и ловкости опережала многих мужчин. Всю жизнь Тамара Антоновна шила, вышивала, скручивала из конского волоса на всю ферму различные веревки, отличавшиеся особой прочностью. За рукодельной работой засиживалась до глубокой ночи. Раиса помнит, как из кусочков цветных материй мать выдёргивала нитки и вышивала ими, украшая и нарядную и повседневную одежду. Даже торбаса (этэрбэс) для хотона – и те были украшены вышивкой. Тамара Антоновна шила на заказ торбаса, которые не пропускали воду, поэтому выстраивалась целая очередь из желающих иметь торбаса от Тамары. Сама Раиса Николаевна в трудные годы тоже шила на заказ торбаса и пополняла семейный бюджет. В преклонном возрасте Тамара Антоновна очень искусно шила и берестяную посуду.
Однажды Раиса Николаевна показала мне сшитые матерью фрагменты меховой мозаики из брюшек белок. У меня возникла идея оформить эти кусочки в интересную рамку, тем самым создав уютный коврик, хранящий тепло рук матери и дочери в одном изделии. Так родился меховой коврик «Зимний сон» (2019 г), положивший начало всей серии моих авторских ковриков в различной лоскутной технике.
Р. Н. Алексеева, У. Е. Миронова
Коврик «Зимний сон», 2019 г.
Мех белки, бисер, сукно, металлические бляшки. Мозаика, вышивка, шитьё
Р. Н. Алексеева, У. Е. Миронова
Коврик «Айыы умсуур уда5ан» (Песня удаганки), 2020 г.
Сукно, нитки полиэстер, мулине, х/б ткань, мех нутрии. Вышивка, шитьё
Комплект конского убранства с богатой вышивкой цветными нитками (2008 г.) покоряет удивительной красотой и гармонией: расположенный в центре «бүөр ойуу», вышитый нитками светло-песочного, жёлтого, зелёного цветов, как бы светится изнутри, подчёркивая теплую окантовку с утонченными растительными побегами. Это произведение на многих выставках неизменно вызывает восхищение зрителей.
Комплект конского убранства (4 предмета: лэпсэ, кычым, чепрак, кычым), 2008 г.
Сукно, мулине, металлические бляшки, ровдуга.
Мозаика, вышивка, шитьё
В традиционных, столь любимых якутскими мастерицами красно-чёрных цветах выполнена наша совместная работа – комплект 2013 года: чепрак и переметная сума бэрэмэдэй. Все эти изделия, сотворенные умелыми руками Раисы Николаевны, теплом её души, полетом мысли, впитали мгновения радости и вдохновения.
Раиса Николаевна умело применяет в своих изделиях комбинированную технику традиционного рукоделия: лоскутное шитьё с кантированием «кыбытыы», шитьё металлическими бляшками и вышивкой цветными нитками, вышивание золотыми и серебряными нитями.
В процессе работы
Комплект конского убранства
(чепрак и переметная сума бэрэмэдэй), 2013 г.
Накопленный опыт позволил Раисе Николаевне одной из первых среди участниц студии “Уран” завершить большую работу – комплект женского костюма, который включает в себя: нарядные рукавицы, шапку «дьабака» с навершием «чопчуур» с золотной вышивкой и меховой мозаикой, поясом с набедренными украшениями «өттүк симэҕэ», нарядную шубу «бууктаах сон» с меховой оторочкой, подбитую изнутри мехом.
Почти два года ушло на эту кропотливую работу. В ходе создания этого комплекта мастерица строго придерживалась выработанных веками канонов, пропорций и силуэта, характерных цветовых сочетаний, орнаментальных рисунков и расположения декоративных элементов. Чистота технического исполнения отличает весь комплект от навершия «чопчуур» до набедренных украшений «өттүк симэҕэ» с сумочками «хаппар». Бережное отношение к историческому традиционному костюму и изучение литературы позволило мастерице, не отступая от традиций, привнести свое видение национального костюма.
Нарядная шуба "Бууктаах сон", 2018 г.
В 2022 году по эскизу архитектора С. В. Миронова Раиса Николаевна сшила круглое меховое панно «Дары Байаная» с использованием утиного пуха. Цветовая природная палитра пуха и пера утки, меха ондатры, нутрии в сочетании со сдержанной бисерной вышивкой привлекла внимание посетителей выставки «Алгыспын аныыбын», представляющей творчество Раисы Николаевны Алексеевой в читальном зале ООНКФ Национальной библиотеки РС(Я). Примечательно, что в течении работы этой выставки Раиса Николаевна закончила новое меховое панно с использованием мордочек и лапок соболя, таким образом дополнив серию "Дары Байаная".
Меховое панно из серии "Дары Байаная", 2022 г.
Сукно, мех ондатры, нутрии, утки, х/б ткань, бисер, металлические бляшки. Мозаика, вышивка, шитье.
В экспозиции, представленной в читальном зале отдела обслуживания национально-краеведческими фондами Национальной библиотеки РС(Я), мы увидели целую серию предметов парадного конского убранства с богатой вышивкой цветными нитками, покоряющих удивительной красотой и гармонией.
Для персональной выставки нужны достойные, серьёзные работы. Нужны многие часы кропотливой ручной работы, надо иметь выдержку, быть выносливой, обладать твёрдым характером и рассудительностью. Всего этого у Раисы Николаевны не отнять. Её первая персональная выставка была организована в 2014 году в ознаменование 10-летия творческой работы. Наряду с основными работами, в экспозиции были представлены и народный костюм (якутские платья «халадаай», безрукавка «кэһиэччик», жилет с бисерной вышивкой), а также малые формы (сумочки с бисерной вышивкой, с вышивкой золотными нитями, «маллаах иhит» из сукна с вышивкой, текстильные сувенирные лошадки и т.д.) На открытие выставки собрались друзья, родные и знакомые Раисы Николаевны. Специалисты отметили высокий художественный уровень работ, грамотное цветовое сочетание и гармонию работ Раисы Алексеевой. Друзья и родные были поражены, увидев всю экспозицию. Близкая подруга автора большинство работ видела по отдельности в процессе вышивки и сборки, но представленные вместе в одной экспозиции знакомые работы произвели на неё очень сильное впечатление. На выставке она в полной мере осознала, что её подруга – настоящий мастер, впитавший в себя всё богатство народного искусства. Многие посетители отметили приверженность Раисы Николаевны народным традициям, сдержанность и выразительность работ, а также их эстетическое воздействие. Одобрение людей, высокая оценка труда окрыляет, даёт новые силы, у мастерицы появляется жажда новых творческих свершений.
отличник культуры РС(Я),
заслуженный работник культуры РС(Я),
народный мастер РС(Я),
руководитель студии «Уран», г. Мирный
Миронова Ульяна Егоровна
Site was built with Mobirise site templates