25 ноября 2005 году ОЛОНХО по ре­ше­нию ЮНЕСКО отнесен к «ше­дев­рам уст­но­го не­ма­те­ри­аль­но­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ст­ва». В со­от­вет­ст­вии с Ука­зом Пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Яку­тия) от 15 ноября 2006 года День Олонхо от­ме­ча­ет­ся 25 но­яб­ря. Ох­ра­на, по­пу­ля­ри­за­ция Олонхо и его пе­ре­да­ча по­сле­дую­щим по­ко­ле­ни­ям за­кре­п­ле­ны за­ко­ном Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Яку­тия).

Mobirise

Миры олонхо с Мировым деревом.
Из серии "Якутский героический эпос олонхо".
Художник Степанов Тимофей Андреевич.

ОЛОНХО - древнейший героический эпос якутов, зародившийся в 8-10 веках.
Вхо­дя­щие в со­став олонхо эпические ска­за­ния, в ко­торых на­шли от­ра­же­ние ар­ха­ичные пред­став­ле­ния о бо­же­ст­вен­ном про­ис­хо­ж­де­нии ура­ан­хай са­ха (яку­тов), объ­е­ди­ня­ет мо­тив борь­бы главных ге­ро­ев - бес­страш­ных, силь­ных и кра­си­вых «бо­оту­ров» (бо­га­ты­рей), отправ­лен­ных бо­же­ст­ва­ми Верх­не­го ми­ра для из­бав­ле­ния лю­дей Сред­не­го ми­ра от ко­вар­ных и не­уло­ви­мых чу­до­вищ Ниж­не­го ми­ра. Име­на бо­га­ты­рей (ино­гда весь­ма раз­вёр­ну­тые) да­ли на­зва­ния от­дель­ным олонхо: «Ха­ан Дьаа­сын-Бо­отур на ко­не Лев Се­рый, у ко­то­ро­го хвост - пур­гой, гри­ва вих­ре­вая, ез­да раз­ру­шаю­щая, шаг раз­ма­ши­стый и ко­то­рый на хо­ду иг­ра­ет ше­ей»; «Кюн Джес­се­лют-Бо­отур», «Мэл­дью Сильный», «Мо­гу­чий Эр Со­го­тох» и др. Сред­ний раз­мер ска­за­ния - 10-15 тысяч (ино­гда до 50 тысяч) стихотворных строк; часть тек­ста из­ла­га­ет­ся рит­ми­зо­ван­ной про­зой, встре­ча­ют­ся про­за­ические от­рыв­ки. 


По со­дер­жа­нию, сю­жет­но-ком­по­зиционному строю и сред­ст­вам ху­дожественной изо­бра­зи­тель­но­сти олонхо бли­зок к ге­ро­ическим эпо­сам дру­гих тюркских и монгольских на­ро­дов Си­би­ри (ха­ка­сов, ал­тай­цев, ту­вин­цев, бу­рят и др.), а так­же ма­ло­численных на­ро­дов Се­ве­ра (дол­ган, нга­на­сан, эве­нов, эвен­ков и др.).


Mobirise

«Нюргун Боотур Стремительный».
Иллюстрация к олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
Художник Сивцев Эллей Семенович.

Пер­вые за­пи­си олонхо сде­ла­ны в 1844 году А.Ф. Мид­ден­дор­фом (латинским ал­фа­ви­том на язы­ке ори­ги­на­ла), опубликованы в 1878 году; пе­ре­во­ды на русский язык на­ча­ли по­яв­лять­ся с 1884 года. В конце 1920-х - начале 1930-х годов П.А. Ой­ун­ский на ос­но­ве мно­го­численных ва­ри­ан­тов олонхо соз­дал и за­пи­сал ска­за­ние «Нюр­гун Бо­отур Стре­ми­тель­ный».  

Нюргун Боотур Стремительный = Дьулуруйар Ньургун Боотур / текст К. Г. Оросина ; редакция текста, перевод, комментарии [и вступительная статья] Г. У. Эргиса. - Якутск : Госиздат ЯАССР, 1947. - 409, [1] с.

Суорун Омоллоон.
Айымньылар уонна үлэлэр толору хомуурунньуктара = Полное собрание сочинений и трудов. Уон түөрт томнаах. Т. 8. Эпос олонхо и эпическая поэзия саха (якутов) = Олонхо уонна сахалар эпическэй поэзиялара / Д. К. Сивцев - Суорун Омоллоон . - Дьокуускай: Якутия, 2007. - 218 с.

Mobirise

Основные герои олонхо.
Из серии "Якутский героический эпос олонхо".
Художник Степанов Тимофей Андреевич.

Уст­ное вос­про­из­ве­де­ние эпо­са - соль­ная им­про­ви­за­ция пев­ца-ска­зи­те­ля (олон­хо­су­та), вклю­чаю­щая эпическое повествование  (не­му­зы­каль­ный ре­чи­та­тив) и пе­ние (без ин­ст­ру­мен­таль­но­го со­про­во­ж­де­ния). Музыкальная сти­ли­сти­ка олонхо ар­ха­ич­на, ха­рак­тер ме­ло­дий в боль­шей сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ет­ся тем­бром го­ло­са, чем зву­ко­вы­сот­но­стью. Пер­со­на­жи, по­яв­ляю­щие­ся по хо­ду ска­за­ния, име­ют свои по­сто­ян­ные музыкальные ха­рак­те­ри­сти­ки (около 10-20 ге­ро­ев в ка­ж­дом олонхо). Пря­мая речь по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев (бо­га­ты­ри Сред­не­го ми­ра, их род­ст­вен­ни­ки, ду­хи-по­кро­ви­те­ли, бо­га­тыр­ские ко­ни) пе­ре­да­ёт­ся в ви­де тор­же­ст­вен­ных плав­ных пе­сен дьи­эрэ­тии ырыа. Это уни­каль­ный пе­сен­ный стиль, в ко­то­ром ме­ло­дия рас­цве­че­на мно­же­ст­вом фаль­цет­ных при­зву­ков (кы­лы­сах) в вы­со­кой тес­си­ту­ре; в ре­зуль­та­те соз­да­ёт­ся впе­чат­ле­ние свое­об­раз­но­го соль­но­го двух­го­ло­сия. Ме­ло­дии дьи­эрэ­тии фор­муль­ные, в ос­но­ве - трёх, ре­же че­ты­рёх­сту­пен­ные ла­до­вые зву­ко­ря­ды с ис­поль­зо­ва­ни­ем мик­ро­то­но­вых ин­тер­ва­лов и эк­ме­ли­ки.

Урастыров, Кюннюк (1907-1990). Могучий Дьагарыма : якутский героический эпос олонхо / Кюннюк Урастыров ; перевод А. Романова ; [художник М. Ф. Лохманова ; автор вступительной статьи С. Данилов]. - Москва : Современник, 1990. - 270 с.

Суорун Омоллоон .
Нюргун Боотур : драма в 4-х действиях, 6-ти картинах по мотивам якутского эпоса-олонхо / Суорун Омоллон ; авторизованный перевод с якутского Татьяны Стрешневой. - Якутск : Якутское книжное изд-во, 1963. - 52 с.

Mobirise

Похищение.
Иллюстрация к олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
Художник Сивцев Эллей Семенович.

Пес­ни ли­рических жен­ских пер­со­на­жей (по­хи­щен­ная кра­са­ви­ца-не­вес­та, до­б­рая не­бес­ная ша­ман­ка, явив­шая­ся на по­мощь бо­га­ты­рю в об­ра­зе свя­щен­но­го бе­ло­го жу­рав­ля) ис­пол­ня­ют­ся в бо­лее обыч­ном пе­сен­ном сти­ле дэ­гэ­рэн ырыа (раз­ме­рен­ная, под­виж­ная пес­ня).
Ко­мические ге­рои так­же ха­рак­те­ри­зу­ют­ся сти­лем дэ­гэ­рэн, но с ис­поль­зо­ва­ни­ем осо­бых спо­со­бов зву­ко­из­вле­че­ния (с це­лью на­де­лить эти об­ра­зы за­по­ми­наю­щей­ся ма­не­рой ре­чи). Пес­ни отдельных ге­ро­ев в сти­ле дьи­эрэ­тии мо­гут длить­ся около 1 часа, обыч­но дли­тель­ность од­но­го олонхо - два ве­че­ра по 8-10 часов (в про­шлом из­вест­ны слу­чаи, ко­гда олонхо дли­лось до 10 дней с пе­ре­ры­ва­ми на сон и еду). Тра­ди­ция олонхо со­хра­ня­ет­ся по­ны­не; кар­ти­ны жиз­ни, бы­та и во­енных дей­ст­вий древ­них ге­ро­ев олон­хо­сут не­ред­ко до­пол­ня­ет близ­ки­ми со­вре­мен­ни­кам де­та­ля­ми. 

Кулаковский, Алексей Елисеевич.
Сновидение шамана : Стихи и поэмы / Алексей Кулаковский ; перевод с якутского В. Солоухина, С. Поделкова ; вступительная статья В.В. Дементьева ; послесловие Д. Васильевой. - Якутск : Бичик, 2002. - 317, [2] c.

Эпос олонхо и эпическая поэзия саха (якутов) : сборник произведений в переводе на якутский язык = Epos olonkho and epic poetry of the sakha (yakuts) / Институт гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия). - Якутск : Изд-во СО РАН, Якут. фил. , 2003. - 290 с.

Mobirise

«Орто Дойду» (Срединный мир).
Иллюстрация к олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
Художник Сивцев Эллей Семенович.

Пер­вые за­пи­си олонхо на фо­но­граф сде­ла­ны в начале 20 века российским эт­но­гра­фом В.И. Ио­хель­со­ном (фраг­мен­ты пе­сен бо­га­ты­рей из Олонхо «Ди­тя-си­ро­ти­на»). Один из круп­ней­ших из­вест­ных олон­хо­су­тов - Ус­тин Нох­со­ров (1907-1951 г.). С его го­ло­са за­пи­са­но мно­же­ст­во эпических пе­сен, в том числе пес­ни из олонхо «Нюр­гун Бо­отур Стре­ми­тель­ный» (1946 г.). 

Емельянов, Николай Васильевич.
Сюжеты якутских олонхо / Академия наук СССР, Сибирское отделение, Якутский филиал, Институт языка, литературы и истории. - Москва: Наука, 1980. - 375 с.

Пухов, Иннокентий Васильевич.
Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо / И. В. Пухов ; [послесловие и комментарии В. М. Никифорова] ; Академия наук Республики Саха (Якутия), Институт гуманитарных исследований, Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. - Якутск : Изд-во СО РАН, Якут. фил., 2004. - 326, [1] с. : портр.

Данная запись является первой фонографической записью якутского пения, была сделана в 1902 году. В.И. Иохельсон записал фрагменты олонхо «Оҕо-Тулаайах» - «Дитя-Сиротина» была произведена в урочище Родчево вблизи Среднеколымска. Исполнял олонхо Иван Петров. Четыре валика записей отрывков олонхо хранятся в архиве «Пушкинского дома» в Санкт-Петербурге. Песни из этого олонхо были распознаны и переложены на ноты якутским музыковедом Эдуардом Ефимовичем Алексеевым в 1965 году. Тексты выверены Петром Никифоровичем Поповым и Дмитрием Кононовичем Сивцевым — Суорун Омоллоном. Нотные записи с текстами были опубликованы в книге Алексеев Э.Е., Николаева Н.Н. "Образцы якутского песенного фольклора" (Якутск, 1981).

Ссылка на тематическую подборку в Электронной библиотеке НБ РС(Я)
«Якутский героический эпос Олонхо»

Mobirise

Книги в Электронной библиотеке

Терютина, Пелагея Михайловна
Уолусхан улаан аттаах Уһук Туйгун бухатыыр / Пелагея Михайловна Терютина; М.К. Аммосов аатынан Хотугулуу-Илиҥҥи бэдэрээлинэй үнүбэрситиэт, Олоҥхо научнай-чинчийэр института, Республикатааҕы олоҥхо киинэ. - Дьокуускай : ХИФУ издательскай дьиэтэ, 2015. - 191 с.

Читать

Алексеев, Эдуард Ефимович.
Образцы якутского песенного фольклора / АН СССР, Сибирское отделение, Якутский филиал, Институт языка, литературы и истории. - Якутск : Кн. изд-во, 1981. - 100 с.

Читать

Хаан Дьаргыстай: олоҥхо / М.К. Аммосов аатынан Хотугулуу-Илиҥҥи бэдэрээлинэй үнүбэрситиэт, Хотугулуу-Илиҥҥи норуоттар тылларын уонна култуураларын института, Фольклор уонна култуура кафедрата ; [хомуйан оҥордо В. В. Илларионов]. - Дьокуускай : Алаас, 2016. - 230, [2] с.

Читать

Аудиокниги в Электронной библиотеке

Ойуунускай, Платон Алексеевич.
Кыһыл ойуун : [олоҥхо-тойук : аудиозапись] / Платон Алексеевич Ойуунускай ; ааҕар Слепцова Майя Петровна-Эбээ Маайа ; Саха Республикатын Национальнай библиотеката. - Ньурба ; Дьокуускай : СР НБ, 2020. - 1 аудиофайл (Mp4 ; 46,3 Мб ; 46 мин 12 с) : зв.

Слушать

Ойуунускай, Платон Алексеевич.
Туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо : [драматическай поэма : норуот олоҥхотуттан : аудиозапись] / Платон Алексеевич Ойуунускай ; ааҕар Слепцова Майя Петровна-Эбээ Маайа ; Саха Республикатын Национальнай библиотеката. - Ньурба ; Дьокуускай : СР НБ, 2020. - 1 аудиофайл (Mp4 ; 104 Мб ; 1 ч 39 мин 39 с) : зв.

Слушать


"Олонхо – это накопленная веками энциклопедия жизни и духовное богатство, бережливо переданное нашими предками. В нём таится глубинная память народа и его неповторимая самобытность. В повествовании о трёх мирах, воспевании о древе жизни – Аал Луук Мас – воплощены добрые помыслы и светлые идеи о предназначении и роли человечества. Изучение Олонхо помогает нам раскрывать свои таланты и способности, пробуждает философские размышления познания мира"
Айсен Николаев




    Составитель:

    Научно-исследовательский центр книжных памятников

    Порубова Юлия Сергеевна




  • В выставке использованы материалы из фондов Национальной библиотеки РС(Я),
  • Электронной библиотеки НБ РС(Я) и открытых источников.

Mobirise site software - More info