13 НОЯБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СЛЕПЫХ
В 1984 году по решению Всемирной организации здравоохранения дата 13 ноября стала Международный днем слепых (International Day of the Blind).
Во многих странах мира в этот день проводятся мероприятия, цель которых привлечь внимание общества к слепым и слабовидящим людям, а также создать условия для всестороннего участия этих людей в жизни общества, расширения их возможностей получения знаний и информации посредством информационно-коммуникационных средств, повышения их занятости, в целом улучшения образа жизни этих людей.
Дата 13 ноября выбрана не случайно, а в память об известном французском педагоге Валентине Гаюи, который родился 13 ноября 1745 года, и является основателем первых в мире школ для инвалидов по зрению. До 18 века мир не знал учебных заведений для слепых.
По книгам Валентина Гаюи, напечатанным рельефно-линейным шрифтом «унциал», незрячие обучались до изобретения в 1829 году универсальной системы рельефно-точечного шрифта, которую изобрел Луи Брайль, воспитанник Парижского национального института для слепых детей. Эта универсальная система, рельефно-точечного шрифта получила распространение во всех странах мира, и называется сегодня просто шрифтом Брайля.
Они видят мир «руками», живут ощущениями, а мы видим их сердцем!
Якутская республиканская школа для слепых и слабовидящих детей была образована в 1938 году в деревне Доллу недалеко от села Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района. Она является одной из первых специальных школ в Российской Федерации.
86 лет назад, 1 сентября 1938 года начала свою работу первая в Якутии коррекционная школа для слепых детей. С этого момента начинается отсчет коррекционной педагогики в республике
В конце сороковых годов прошлого века выпускники этой школы начали поступать в средне - специальные и высшие учебные заведения. Одними из первых из них, которыми по праву гордится наша Республика, являются известные интеллигенты не только в Якутии, но и в Российской Федерации.
ЯРШСД 1966 год в п. Геологов г. Якутска
Учителя ЯРШСД
Илья Егорович Охлопков окончил школу в 1947 году, будучи тотально слепым, получил два высших образования, окончив юридический факультет Казанского государственного университета и исторический факультет Казанского пединститута. В 1957 г. по окончании этих двух учебных заведений с двумя дипломами был направлен на работу в Якутск. Его принимают на работу в республиканскую коллегию адвокатов Якутской городской юридической консультации, где он проработал 25 лет вплоть до своей кончины в 1982 г.
В 1959 г. Илья Егорович был избран председателем ЯРО ВОС и работал в этой должности до ноября 1964 г. Будучи председателем правления ВОС, он стал вплотную заниматься социально-трудовыми проблемами инвалидов по зрению. Илья Егорович старался создать необходимые условия для незрячих, чтобы они жили полноценной жизнью, принимали активное участие в деятельности общественной организации, получали образование, культурно отдыхали и растили здоровых детей.
В период работы И.Е. Охлопкова был достроен клуб, носящий имя Н.А. Островского.
Первый учёный, среди незрячих интеллигентов, кандидат исторических наук, известнейший адвокат Якутии, работал старшим преподавателем на кафедре истории КПСС исторического факультета Якутского государственного университета.
Илья Егорович Охлопков, единственный незрячий ученый, имеющий два высших образования, был настоящим живым примером для инвалидов по зрению, пионером во многих делах, например, Охлопков первым среди инвалидов привез из Подмосковья собаку-проводника. Он очень любил и ценил своего четвероногого и верного друга Альму. После него инвалиды стали массово брать специально обученных собак.
Выпускник Ленинградского пединститута имени А.И.Герцена - Георгий Алексеевич первый тифлопедагог Якутии, приступивший к обучению незрячих школьников сразу по окончанию школы в 1948 году, бессменный председатель Якутского республиканского правления Всероссийского общества слепых, член Центрального правления Всероссийского общества слепых.
Георгий Алексеевич, окончив в 1947 году школу на «отлично», продолжил учёбу в массовой школе. Через год он был назначен учителем начальных классов своей школы, окончил заочно Якутское педучилище и в 1957 году поступил в Якутский госуниверситет. Но долго учиться в университете ему не пришлось, так как его назначили председателем Якутского республиканского правления Всероссийского общества слепых.
С 1959 года по 1961 год Георгий Алексеевич работал учителем начальных классов в Якутской республиканской школе для слепых и слабовидящих детей (ЯРШСД), которая из Тюнгюлю уже переехала в город Якутск. С 1961 по 1965 годы Георгий Алексеевич Слепцов учился в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена на дефектологическом факультете, где получил специальность учителя начальных классов, преподавателя русского языка и литературы, откуда был направлен в свою родную школу.
В 1965–1969 годах Георгий Алексеевич Слепцов избирался секретарем партийной организации Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей. В мае 1969 года состоялась XII Якутская республиканская конференция ВОС. На пленуме этой конференции Георгий Алексеевич Слепцов был избран на должность председателя Якутского республиканского правления ВОС, которую достойно занимал до августа 1990 года.
Георгий Алексеевич, как грамотный и добросовестный руководитель, имел большой авторитет среди членов ВОС, избирался делегатом XXVI Якутской городской конференции КПСС, делегатом XII–XV съездов ВОС.
В школе для слепых работали многие замечательные люди. Это уроженка Ленинградской области, незрячая русская девушка, приехавшая совсем молодой, чтобы дать свои знания якутским незрячим детишкам.
Зыкова Зинаида Фёдоровна – кавалер ордена “Знак почёта”, ветеран труда – навсегда останется в нашей памяти весёлой и вечно поющей прекрасные русские народные песни. Она вышла замуж за нашего земляка, Георгия Алексеевича Слепцова, и проработала в школе слепых всю свою жизнь, отдавая свою душевную теплоту и ласку.
Всемирно известный эсперантист - Юрий Вениаминович Писарев - выпускник Якутского государственного университета, окончивший физико-математический факультет ЯГУ экстерном за четыре года, проработавший учителем математики всю свою сознательную жизнь в родной школе, в школе слепых и слабослышащих детей в г.Якутске.
В середине 1970-х годов, прочитав в журнале заметку о международном искусственном языке «Эсперанто», созданном Людовиком Заменгофом, самостоятельно выучил его по книге-самоучителю. С этого момента начался отдельный этап творческой жизни Юрия Писарева, который сделал его известным среди незрячих эсперантистов по всему миру. В 1978 году они с женой Светланой были на 46-м конгрессе незрячих эсперантистов в г. Варне (Болгария), там же они посетили и 63-й конгресс зрячих эсперантистов. В 1983 году участвовали в 51-м Конгрессе незрячих эсперантистов и 68-м Всемирном Конгрессе в г. Будапеште (Венгрия). Юрий принимал активное участие в эсперанто-семинарах, выступал с докладами, вел курсы, был членом заседаний Бюро отдельных секций. Культурные мероприятия и конкурсы не проходили без его участия. Так, например, в Венгрии он занял 1 место по эсперанто-стенографии.
С 1994 года Юрий Вениаминович является членом бюро Российской эсперанто-ассоциации незрячих (РЭАН), съезды проводились в г. Красноярске, Московской области (п. Щербинка, 1982 г.), (п. Быково, 1985 г.), в г. Тирасполе (Молдавия), г. Белгороде.
С 1995 года Юрий Вениаминович был редактором отдела «Stenografia pago» в международном журнале «Esperanto Ligilo». Он занимался продвижением языка, вел кружки в г. Якутске для работников Якутгражданпроекта, студентов факультета иностранных языков ЯГУ, членов клуба слепых, учеников родной школы. Переписывался с друзьями-эсперантистами из 16 стран мира.
Педагогическая энциклопедия / Министерство образования Республики Саха (Якутия) ; [научные редакторы: Михайлова М. Г., Петрова С. М. ; составитель Иванова В. С.]. - Якутск, 2000 -.
В педагогической энциклопедии Республики Саха (Якутии) его имя представлено наряду с лучшими педагогами, заслуженными учителями РСФСР, ЯАССР, РФ и РС(Я), кавалеров орденов и медалей, докторов и кандидатов наук.
Для себя Юрий решил составить словарь эсперанто-синонимов, чтобы активно вовлекать в разговорную практику незрячих любителей эсперанто. Как такового
словаря синонимов не было. Поэтому эта работа заняла
все его свободное время.
В итоге были изданы 2 версии «Vortaro de Esperanto-sinоnimоj» по Брайлю. Вторая с дополнениями и изменениями.
Несомненно, вклад Юрия в популяризацию Эсперанто в Якутии и в стране среди незрячих бесценен.
К 85-летию Юрия Вениаминовича Писарева Якутская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. И.Н. Егорова-Горного провела большую работу по формированию подробной библиографии автора и подготовке к публикации данного сборника, как его первой полноценной биографии. Дирекция и работники библиотеки совместно с семьей Ю.В. Писарева запланировали также работу над рукописными материалами.
Прокопий Петрович Романов после школы слепых окончил 2-ю школу г.Якутска, Якутское культпросветучилище, исторический факультет Якутского государственного университета.
Прокопий Петрович работал учителем истории в Алексеевском районе, а с 1972 года более двадцати лет учителем истории в школе для слепых и слабослышащих в г.Якутске.
Известный в республике, первый среди незрячих, кандидат в мастера спорта по русским шашкам, занимавший призовые места не только на республиканских, но и на российских соревнованиях. Прокопий Петрович вёл в школе шашечный кружок, и его ученики занимали также призовые места на республиканских и Всероссийских шашечных турнирах, становились неоднократными чемпионами по русским шашкам Хабаровского края. Многие из них стали кандидатами в мастера спорта по русским и международным шашкам.
Прокопий Петрович был от природы очень одарённым, талантливым человеком. Он был конферансье, солистом хора клуба им. Н.Островского, никогда не сходил со сцены, великолепно играл на хомусе, декламировал стихи, знал много поэм наизусть. Прокопий Петрович хорошо играл в шашки и шахматы и, будучи учеником 2-школы г. Якутска, давал в 16 лет вслепую сеанс на семи досках.
Прокопий Петрович отдал всю свою жизнь родной школе, проработав в ней бессменным историком.
В школе для слепых музыке учил высоко эрудированный музыкант, один из первых незрячих мелодистов Якутии - Владимир Сергеевич Ким. На уроках Владимира Сергеевича ученики познавали элементарные основы музыкальной грамоты, учились слушать оперетты. Хор школы регулярно занимал первые места на городских смотрах художественной самодеятельности. Не каждый хор взрослых может спеть профессионально на четыре голоса. Все ученики Владимира Сергеевича овладели игрой не только на баяне, но и на других музыкальных инструментах.
Профессионализм Владимира Сергеевича характеризует ещё тот факт, что его ученик Николай Михайлович Иванов, единственный из всех выпускников школы окончивший Новосибирскую консерваторию по классу баяна, многие годы работал преподавателем Якутского колледжа культуры. Владимир Сергеевич был не только учителем музыки, но и воспитателем. Он великолепно ориентировался и ходил без тросточки, хотя у него было лишь цветоощущение, и редко надевал шапку в наши суровые якутские морозы, потрясая своими великолепными кудрями, доходившими ему до плеч.
Владимир Сергеевич был избран на пост председателя первичной организации Всероссийского общества слепых города Якутска, на котором проработал более десяти лет. Находясь на этом ответственном посту, Владимир Сергеевич сделал много хорошего в улучшении жилищно-бытовых условий членов ВОС, в основной массе которых были выпускники школы. Этот факт говорит о том, что и незрячий специалист может быть профессиональным управленцем.
Владимир Сергеевич многие годы был членом президиума Якутского республиканского правления Всероссийского общества слепых. Члены президиума ЯРП ВОС вели большую работу по трудоустройству и обеспечению жильём членов ВОС.
Семён Романович Макаров, выпускник физико-математического факультета Якутского государственного университета, работал учителем математики в 27-й школе города Якутска, потом в родной школе. Семён Романович также окончил заочно дефектологический факультет Ленинградского пединститута имени А.И. Герцена.
Семён Романович работал председателем Якутского республиканского правления Всероссийского общества слепых, на посту которого добился открытия в Якутии учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых и стал первым его директором.
Семён Романович был первым и единственным из членов ВОС депутатом городского собрания народных депутатов города Якутска. Его доверенным лицом был учитель математики Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей, заместитель председателя Якутского республиканского правления Всероссийского ордена Трудового, Красного Знамени общества слепых Юрий Вениаминович Писарев.
Семён Романович Макаров имел у членов ВОС большой авторитет и уважение.
Известный незрячий поэт, публицист, переводчик, ветеран педагогического труда, тифлопедагог, создатель якутского алфавита по системе Брайля,
член МСПС и СП РС(Я), заслуженный работник культуры РС(Я), отличник образования РС(Я), обладатель знака «Гражданская доблесть».
Жизнь и деятельность первого якутского тифлопедагога, поэта Ивана Николаевича Егорова - Ивана Горного заставляет думать и переживать, восхищаться и крепнуть духом. Будучи слепым, он мог бы прожить спокойную и размеренную жизнь. Но мысли, устремления и планы его были смелыми, прогрессивными.
Родился в Нюрбаганчинском (ныне Шологонском) наслеге Горного района в многодетной семье колхозников. Детство прошло в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1943 г. поступил в Ертскую семилетнюю школу, расположенную около ста километрах от дома. В третьем, четвертом классах он обучался в Синской, Тонгулахской начальных школах. С пятого класса Бердигестяхской школы из-за болезни глаз вынужден был оставить учебу и целых пять лет сидеть дома. Только в 1952 г. смог продолжить учебу в республиканской школе для слепых детей, которая находилась в местности Доллу Мегино-Кангаласско-го района.
В 1958 г. окончил Бердигестяхскую среднюю школу с золотой медалью и в тот же год поехал в Ленинград учиться в пединститут имени А.И. Герцена. По профессии первый тифлопедагог из Якутии. До выхода на пенсию, работал учителем математики в республиканской школе для слепых детей, был неизменным руководителем методического объединения учителей естественно-математического цикла школы, организовал шахматный кружок для детей (1963—1985). Составитель якутского алфавита для не зрячих по системе Брайля.
Первое его стихотворение напечатано в стенгазете школы (1955). С тех пор стал записывать в специальную тетрадь точечным шрифтом, используя созданный им самим якутский алфавит для незрячих людей.
Первая его книга «Мин көрөбүн сүрэхпинэн» вышла в 1992 г. За 30 лет своей работы в якутской литературе им написано более тридцати поэм и сотни стихотворений. Автор более 10 книг.
Отличник образования РС(Я). Награжден почетным знаком отличия РС(Я) «Гражданская доблесть» (2005) и Почётными грамотами Министерства просвещения ЯАССР. Почетный гражданин Горного улуса.
Горнай И., Мин көрөбүн сүрэхпинэн. (хоһооннор, поэмалар) - Бердигестях: [и. с.], 1992.
Горнай И., Араас сыллар, араас тыллар.... (хоһооннор, поэмалар) - Дьокуускай: Ситим, 1993.
Горнай И., Дохсун кэм дуораана. [хоһооннор, ырыалар, поэмалар] - Дьокуускай: [и. с.], 1995.
Горнай И., 1-гы т. Хоһооннор 1-гы т - Дьокуускай: УПВЦ "Толбон", 1995
Горнай И., Сибэккичээн. орто саастаах оҕолорго хоһооннор - Дьокуускай: Бичик, 1999.
Горнай И., Олоҥхо дойдута. (хоһооннор, поэмалар) - Дьокуускай: Бичик, 2003.
Поэт, педагог Иван Горнай. 70 сааһыгар аналлаах биобиблиографическай ыйынньык - Дьокуускай: РБС, 2006.
Горнай И., Тойуксут туруйа. поэмалар - Дьокуускай: Бичик, 2007.
Горнай И., Айылҕа уонна олох. хоһооннор, сонеттар, поэмалар - Дьокуускай: Бичик, 2010.
Горнай И., Муҥур үйэ муудараһа. [хоһоон, поэма] - Дьокуускай: Дани Алмас, 2014.
Горнай И., Сарсыардааҥҥы санаалар, киэһээҥҥи кэпсээннэр. ыстатыйалар, эсселар - Дьокуускай: Бичик, 2015.
Остуоруйа уонна история. поэмалар T. 1Горнай И., - : , 2016.
Саха омук буоларбынан. [хоһооннор. 12+ Т. 2. Горнай И., - : , 2019.
Горнай И., Сайын сыттаах харыйа. хоһооннор, поэмалар - Дьокуускай: Бичик, 2018.
Иван Николаевич Егоров-Иван Горнай. поэт, педагог, тылбаасчыт. ахтыылар, ыстатыйалар - Дьокуускай: Айар, 2023.
Хотугу сулус. [сахалыы тылынан уус-уран литературнай уонна общественно-политическай сурунаал] - Якутскай: Саха сиринээҕи кинигэ издательствота, 1940-1989.
Педагогическая энциклопедия / Министерство образования Республики Саха (Якутия) ; [научные редакторы: Михайлова М. Г., Петрова С. М. ; составитель Иванова В. С.]. - Якутск, 2000 -.
Чолбон. [уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал] - Дьокуускай: , 1999-
Күрүлгэн. уус-уран альманах - Дьокуускай: Ситим Медиа, 2006.
Күрүлгэн. уус-уран альманах - Дьокуускай: Ситим Медиа, 2006.
“Якутский тифлопедагог, поэт Иван Горный: “Я вижу сердцем...”
Пантелеймон Романович Егоров – кандидат педагогических наук, член общественной палаты Республики Саха (Якутия), директор ООО УПВЦ «Толбон», председатель ОО ЯРАСАС, директор СВ НИЦ РИО СВФУ.
Пантелеймон Егоров окончил в 1969 году Якутскую республиканскую школу для слепых и слабовидящих детей и в 1971 году – Хабаровскую школу для слепых и слабовидящих детей. В 1976 году окончил физико-математический факультет Якутского государственного университета и работал учителем математики в Якутской республиканской школе для слепых и слабовидящих детей. С 2013 года является директором Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ.
Пантелеймон Егоров является директором Учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» со дня его создания 13 марта 1991 года. Это первое предприятие не только в Якутии, но и в Российской Федерации, создано для методического сопровождения учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями и последующего их трудоустройства.
Кандидат педагогических наук, председатель правления общественной организации “Якутская республиканская ассоциация студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями”, член общественной палаты РС (Я) Пантелеймон Романович Егоров из личной коллекции подарил Национальной библиотеке РС(Я) немецко-русский словарь в 22 томах (Лейпциг, 1967), изданный на языке Брайля.
“Желаю, чтобы наши незрячие школьники, студенты, любой незрячий человек из далекого села нашей республики, придя в библиотеку, смог воспользоваться этим уникальным словарем».
Пантелеймон Егоров.
Национальная библиотека Якутии и общественная организация “Якутская республиканская ассоциация студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями” заключили соглашение о сотрудничестве и взаимном партнерстве. Принят совместный план мероприятий между двумя организациями по внедрению инклюзивной среды в библиотеке.
“Библиотека должна быть открыта одинаково для всех категорий наших читателей, должны быть для них созданы все условия для полноценной работы, учебы и чтения. Предназначение библиотеки – это, в первую очередь, дать людям знания».
Саргылана Васильевна Максимова
СӨ Национальнай библиотекатыгар Саха сирин суруйааччыларын сойууһун чилиэнэ, СӨ ырыа айааччыларын сойууһун чилиэнэ, Хаҥалас улууһун уран тарбахтаах норуот маастара, Күөрдэм нэһилиэгин бочуоттаах олохтооҕо Галина Иванова – Айтыына Уран «Үөрүөх, бу баар олохтон...» диэн хоһоонун хомуурунньуга Брайль шрибинэн оҥоһуллан, тиһиллэн тахсыбытынан үөрүүлээх тэрээһин буолан ааспыта.
Айтыына Уран 2018 сыллаахха тахсыбыт «Үөрүөх, бу баар олохтон...» хоһоонун хомуурунньугар оҕо саас сырдык ахтылҕана, оскуола, эдэр саас кэмнэрэ, таптал иэйиитэ, ону сэргэ үлэни өрө тутар, олоҕу туойар, айылҕа кэрэтин хоһуйар уонна анабыл хоһооннор киирбиттэрэ.
Кинигэ анал шрифкэ көһөрүгэр киэбэ улаатта, уопсайа 140 сирэйтэн турар. Кинигэни Брайль шрибигэр педагогическай наука кандидата, ХИФУ инклюзивнай үөрэхтээһин сайдыытыгар Хотугулуу-Илиҥҥи научнай-инновационнай киин дириэктэрэ Пантелеймон Егоров көһөрдө.
Брайль шрибинэн тахсыбыт хомуурунньук мөлтөхтүк көрөр уонна көрбөт ааҕааччыларга ананан таҕыста.
12 декабря в Историческом зале Национальной библиотеки Якутии прошел вечер, посвященный презентации и передаче рельефно-графических учебных пособий и книг. Эти материалы, выполненные с укрупненным шрифтом и шрифтом Брайля, доступны для чтения людям с нарушением зрения.
Акт передачи и приема рельефно-графических пособий в количестве 147 экземпляров и 21 наименований подписали заместитель директора Национальной библиотеки Якутии С. А. Попова и директор учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, директор учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» П. Р. Егоров.
В Национальной библиотеке Якутии 25 декабря 2023 г. прошел вечер воспоминаний о незрячих интеллигентах республики, которые своим скромным и кропотливым трудом внесли неоценимый вклад в развитие образования и обучения незрячих учащихся региона.
Мероприятие посвятили к 85-летию Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей, одной из первых специальных школ в России.
«Наши незрячие школьники должны овладеть адаптивными компьютерными технологиями. Именно цифровые технологии помогают незрячему человеку быть наравне со зрячими».
Пантелеймон Егоров
На вечере памяти вспомнили деятельность первого незрячего кандидата исторических наук, известного адвоката Якутии Ильи Егоровича Охлопкова, первого тифлопедагога Якутии, начавшего обучение незрячих школьников Георгия Алексеевича Слепцова, учителя математики и немецкого языка, всемирно известного эсперантиста Юрия Вениаминовича Писарева, первого незрячего кандидата в мастера спорта по русским шашкам, учителя истории, известного хомусиста Прокопия Петровича Романова, учителя русского языка и литературы, кавалера ордена «Знак почёта» Зинаиды Федоровны Зыковой, первого незрячего мелодиста Якутии, учителя музыки и пения Владимира Сергеевича Кима, учителя математики, первого незрячего директора учебно-производственного предприятия Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых Семёна Романовича Макарова.
На мероприятии также обсудили актуальные проблемы и перспективы инклюзивного образования и социальной адаптации незрячих в Якутии. Вечер прошел в теплой и дружеской атмосфере, сопровождаясь музыкальными номерами.
Мероприятие такого плана в Якутии прошло впервые, и было поддержано руководством Национальной библиотеки РС (Я). Инициатором вечера памяти выступил известный ученый, автор более ста научных работ по инклюзивному образованию, общественник Пантелеймон Романович Егоров. Вместе с библиотекой на протяжении трех лет он организовал немало мероприятий по теме инклюзии – презентации, встречи, выставки и др.
В Якутии почтили память незрячих интеллигентов
В Якутии почтили память незрячих интеллигентов
Память незрячих интеллигентов почтили в Якутии
Международный день слепых был создан для того, чтобы мир на секунду остановился и обратил внимание на таких людей, чтобы напомнить всем нам не только о проблемах, с которыми они сталкиваются, но и об их успехах и достижениях в самых разных областях.
Мы призываем к проявлению доброты к людям, потерявшим зрение или слабовидящим, заботы о них, к улучшению условий и образа их жизни, чтобы они почувствовали наше уважение и участие.