На пути к великой Победе. Плакаты войны

Виртуальная выставка плакатов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

На перекрестке двух дорог,
Где полдень пылен и жесток,
Впервые оценил солдат
Твой ладно скроенный плакат.
Он выгорел, как гимнастерка,
Он весь изранен, весь в пыли.
Дождем и ветром краску стерло,
И тени лишние легли.
Но он стоит неколебимый,
Такой простой, необходимый,
Наш верный спутник, наш собрат,
Дорожный выцветший плакат.

В советское время плакаты были одними из самых распространенных средств массовой агитации.
При помощи плакатов талантливые художники выражали волю народа, призывали к определенным действиям, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство собственного достоинства, ощущение патриотизма и любовь к своей стране, своему народу.

Самыми яркими, самыми важными, глубокими, трогательными и даже трагическими являются плакаты времен Великой Отечественной войны.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня и считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.

Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа.

Mobirise

Плакаты Великой Отечественной войны

Знаменитые художники-плакатисты в 1941-1945 гг.

Кукрыниксы

коллектив

Михаил Васильевич Куприянов (1903 – 1991), Порфирий Никитич Крылов (1902 – 1996), Николай Александрович Соколов (1903 – 2000).
В 1924-1990 гг. работали единым творческим коллективом в области плаката, живописи, графики, иллюстрации. Ведущие мастера политического, агитационного,  антифашистского плаката,  острогротескных злободневных карикатур на внутренние и международные темы. Авторы иллюстраций к произведениям русских, советских и зарубежных писателей, а также, произведений живописи. В 1941-45 гг. художники «Окон ТАСС».

Тоидзе Ираклий Моисеевич

 (1902–1985)

Советский живописец, график, иллюстратор; известен, прежде всего, как плакатист, автор военных плакатов. В том числе, одного из самых известных – «Родина-Мать зовёт!». 
Работы Тоидзе отличают крепкий уверенный рисунок, ясная выверенная композиция. Колорит работ всегда сдержан и рационален, часто используется красный цвет, который в сочетании с белым и чёрным придаёт его работам повышенный драматизм. В годы войны его эмоциональные плакаты пользовались невероятной популярностью и выходили огромными тиражами.
Всемирную известность получил плакат 1941 года – «Родина-мать зовёт!».
В нём художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны 

Дени (Денисов) Виктор Николаевич

(1893–1946)

Под влиянием своего кумира, художника Ре-ми, Денисов взял себе творческий псевдоним — Дени.
Его карикатуры и шаржи завоевывают широкую известность, он знакомится с художниками и литераторами, выставляется в «Салоне юмористов». «Какой талантище!.. и рисовать умеет и сходство схватывает и, вообще, мастер…», — отзывался о нем И. Е. Репин.
С 1921 года художник становится постоянным сотрудником газеты «Правда», его рисунки публикуют на первой полосе, рядом с самыми важными политическими статьями, их перепечатывают в зарубежной прессе.
Во время Великой Отечественной войны активно участвует в создании агитационных плакатов. Главным персонажем его карикатур становится Гитлер («Что посеял, то и пожнешь. От суда не уйдешь!», «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник!»). 

Ватолина Нина Николаевна

(1915 — 2002)

С началом войны Н. Н. Ватолина полностью посвятила себя искусству плаката. Совместно с Николаем Викторовичем Денисовым, сыном В. Н. Дени и своим первым мужем, они создали всемирно известный плакат «Не болтай!» (1941). Ватолина является автором таких плакатов, как «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!», «Слава матери-героине!», «За нашу великую Родину!», «Ждем с победой!» и многих других.
После войны Н. Н. Ватолина продолжала заниматься искусством плаката.
Автор нескольких книг — «Мы — плакатисты» (1962), «Прогулка по Третьяковской галерее» (1976), «Пейзажи Москвы» (1983), «Наброски по памяти» (1992).  

Корецкий Виктор Борисович

(1909–1998)

С 1931 года начал заниматься политическим плакатом, разработал собственную фотомонтажную форму плаката, сотрудничал в издательствах ОГИЗ, ИЗОГИЗ, «Искусство». С 1939 по 1987 год — член редакционной коллегии издательства «Рекламфильм».
За годы Великой Отечественной войны создал более сорока плакатов, в том числе «Наши силы неисчислимы», «Воин Красной Армии, спаси!», «Немец ест хлеб наших детей!», «Бей так: что ни снаряд — то танк».
В. Б. Корецкий с А. А. Кокорекиным и Н. А. Долгоруковым шефствовали над одним из авиационных полков, действовавших на Смоленщине. «Мы часто выезжали туда и оформляли альбомы, стенгазеты эскадрилий, делали рисунки-портреты летчиков, бортмехаников, радистов», — писал он позднее в своей книге «Товарищ плакат. Опыт, размышления». 

Кокорекин Алексей Алексеевич

(1906–1959)

В годы Великой Отечественной войны участвовал в выпуске «Окон ТАСС», плодотворно работал над созданием плакатов («Свет в окне — помощь врагу!», «Бей фашистского гада!», «За Родину!», «Знамя полка — честь полка!»). Вместе с художниками В. Б. Корецким и Н. А. Долгоруковым шествовал над одним из авиационных полков, действовавших на Смоленщине. В 1941–1943 годах работал художником Военного издательства при Политическом управлении Рабоче-крестьянской Красной армии.
В 1943 году вступил в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.  

Нестерова (Нестерова-Берзина) Мария Александровна

(1897–1965)

В ранний творческий период работала в стилистике близкой к конструктивизму 1920-х гг., создавала рекламные плакаты. Во время Великой Отечественной войны создала известный плакат «Папа, убей немца!» (1942), позже были написаны листы: «Победа» (1945), «Народ советский тверже стали», «Дождались» (1945).

Иванов Виктор Семенович

(1909– 1968)

 С 1931 г. начинает работать как художник-плакатист ИЗОГИЗа. Один из ведущих мастеров советского плаката, в основном, политического. В 1930-е гг. также выступает как художник кино (студия «Межрабпомфильм», «Мосфильм»).
С 1934 г. участвует во всероссийских, всесоюзных и международных выставках. В 1941-44 гг. работает для редакции «Окна ТАСС». В 1940-е - 60-е гг. исполняет политические плакаты, в том числе, посвященные В.И. Ленину и борьбе за мир; иллюстрирует и оформляет книги для Воениздата. Автор живописных и графических произведений. 

Иванов Константин Константинович

(1921 – 2001)

С 1933 г. занимается в художественной студии им. В.И. Ленина. Работал в различных жанрах плаката, в основном, политического. В 1941-1945 гг., находясь на фронте, рисовал плакаты для «Агитокон ТАСС» и выполнял фронтовые зарисовки. В 1956-1991 гг. работает в мастерской «Агитплаката», принимая активное участие в ее организации. В 1950-е-70-е гг. исполняет сатирические плакаты, некоторые совместно с
В. Брискиным.

1941 год

Сюжеты первых плакатов призывали к самоотверженной борьбе, поднимали дух воинства, подчёркивали всенародность борьбы, развеивали миф о непобедимости врага, давали надежду изнемогающим от тягот войны гражданскому населению, поддерживали связь отдельного человека и страны. Один из популярных мотивов - обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев - Александра Невского, Суворова, Кутузова. Враг на плакатах представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом чёрной материи, либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Символом самых светлых ассоциаций в мире насилия и крови, стал образ Матери - символ Родины.

Кукрыниксы Первый плакат Великой отечественной войны

Первый плакат, вдохновляющий людей на подвиг, появился уже 23 июня 1941 года: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Кукрыниксов.
Интересна биография этого уникального документа истории. Создатели его, художники М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов (Кукрыниксы), уже к вечеру 22 июня, потрясенные вероломством врага, спешили выразить переполнявшие их чувства. На следующий день понесли плакат в редакцию газеты «Правда». Первый военный плакат с ходу пошел в очередной номер «Правды».
Вернувшись в мастерскую, их мысли возвращались к только что одобренному плакату и беспокоила одна деталь: боец на плакате пригвождал Гитлера ударом штыка в руку, а такой удар не смертелен. Чутье подсказало авторам, что этого мало. На следующий день Кукрыниксы создают окончательный вариант плаката, ставшего хрестоматийным, вошедшего в историю советского изобразительного искусства. Теперь боец Красной Армии на плакате вонзал штык в голову Гитлера, напоминающего злобного хорька. Такой плакат поднимал моральный дух народа, вдохновлял советских воинов на подвиг.
24 июня 1941 года плакат  появился на улицах Москвы.

Mobirise
Кукрыниксы и С.Я. Маршак

«Шел третий день войны с фашистской Германией. На улицах Москвы только что расклеен наш первый плакат „Беспощадно разгромим и уничтожим врага!“. На плакате изображено, как красноармеец протыкает штыком голову Гитлера, протягивающего когтистую лапу.
Ежедневно мы, Кукрыниксы, собираемся втроем в общей квартире моей и Крылова, чтобы работать над карикатурами и плакатами. В один из таких дней к нам приходит взволнованный Самуил Яковлевич Маршак.
— Что если нам попробовать работать совместно? Карикатуры и плакаты — ваши, а стихи к ним — мои? — тяжело дыша, предлагает Маршак.
Мы тут же соглашаемся, считая это очень удачным. И начиная со следующего дня мы собираемся за нашим рабочим столом уже вместе с Маршаком. Забывая об усталости, работаем часто бессонными ночами. Делать лучше, быстрее, больше — вот что было единственным стремлением нашего содружества, которое мы в шутку называли „Маршкукрыниксы“.
<…> Работа шла, как правило, за одним столом. Рисовались карикатуры и плакаты, и тут же писались к ним стихи. Стол был завален бумагой, красками. Здесь же были разложены фотографии фашистских главарей и их жертв. Эти материалы нужны были нам как документальные свидетельства, усиливавшие злость нашей сатиры».

Н. А. Соколов. Наброски по памяти

Кукрыниксы Второй плакат Великой отечественной войны

Знаменитый плакат, созданный художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года - один из самых известных советских агитационных плакатов, число изданий и тиражи которого поражают воображение. Выразительный образ, точно найденный художником, лаконичный и ёмкий, производил на людей сильное воздействие. Этот плакат оказался настолько пронзительным и проникновенным, что стал подлинным шедевром, не утратив своей эмоциональности и сегодня. Общепризнанное мнение, что сравниться с этим плакатом по уровню воздействия на людей могла только песня А. В. Александрова «Священная война».

В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным условием перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов. Но, безусловно, главной доминантой стал сам образ Родины-матери и визуальный контакт этого образа со зрителем «глаза в глаза». Примечательно, что и сам образ матери, будучи собирательным, одновременно был для каждого и глубоко личным - в нём каждый на фронте, безусловно, видел своё, дорогое только ему одному лицо. Прообразом Родины-матери послужила жена художника - Тамара Теодоровна Тоидзе. Согласно воспоминаниям самого художника, услышав первое сообщение Совинформбюро 22 июня 1941 г. о нападении нацистской Германии на СССР, его супруга, с шумом распахнув дверь, вбежала к нему в мастерскую с криком, полным отчаяния: «Война!». Художник, поражённый выражением красивого лица жены - сочетанием испуга, тревожного смятения, силой эмоции, сразу же сказал ей: «Стой так и не двигайся!» — и стал делать рисунок.

1942 год

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошёл до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить врага, помочь тем, кто не в силах постоять за себя. Слово "фашист" стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы. Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов  на этом этапе войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей - твоя любимая, твой ребёнок, твоя мать. Отомсти, освободи, спаси.

Константин Симонов

Убей его (Если дорог тебе твой дом)

Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;

Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;

Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчёл
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;

Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…

Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;

Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;

Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель…

Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,

Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,

Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал…

Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел, — так ее любил, —

Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;

Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви…

Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, —

Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.

И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.

Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед, —
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.

За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат, —
Это он, а не ты солдат.

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.

Так хотел он, его вина, —
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.

Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.

Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!


                                                    1942 г.

Mobirise
Mobirise
Илья Эренбург

Убей

Как кровь в виске твоем стучит,
Как год в крови, как счет обид,
Как горем пьян и без вина,
И как большая тишина,
Что после пуль и после мин,
И в сто пудов, на миг один,
Как эта жизнь — не ешь, не пей
И не дыши — одно: убей!
За сжатый рот твоей жены,
За то, что годы сожжены,
За то, что нет ни сна, ни стен,
За плач детей, за крик сирен,
За то, что даже образа
Свои проплакали глаза,
За горе оскорбленных пчел,
За то, что он к тебе пришел,
За то, что ты — не ешь, не пей,
Как кровь в виске — одно: убей!

                                                              1942 г.

В 1942 году Анна Ахматова напишет свое знаменитое стихотворение:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

1943 год

Перелом в войне 1943 года привёл к изменению сюжетов и лозунгов плакатов. Художники включают в плакатную тему идеи освобождения русской земли и всеобщей победы. В таких работах, как плакат В. Иванова "Пьём воду родного Днепра...", появляются лирические ноты в отношении советского воина-освободителя, несущего мир на многострадальную землю Родины. Образ врага перестаёт вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу.

1944 год

В советском плакате этого времени звучит тема третьего, победного этапа войны: "Воину-освободителю - слава!" (В. Корецкий) ", "Ты вернул нам жизнь" (В. Иванов). Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобождёнными городами и сёлами, с семьёй. Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.

1945 год

В 1945 году, когда исход войны уже был предрешён, необходимо было поднять боевой дух советского солдата, освободившего свою землю от немецко-фашистских захватчиков, для дальнейшей борьбы против фашизма и освобождения народов Европы. Ираклий Тоидзе создаёт плакат "Освободим Европу от цепей фашистского рабства!", изображающий, как советский солдат разрывает цепь с фашистской свастикой. Известие о победе и окончании войны привело к появлению самых красочных художественных плакатов. Художники выражают в них радость победы своей страны, разгромившей в тяжёлом поединке страшного врага. Собирательные образы героев победных плакатов отражают храбрость и силу, они - счастливые, открытые люди, которые прошли войну, освободили свою страну и Европу от фашизма.

Фотохроника военных лет

Карикатуры Великой Отечественной войны (Кукрыниксы)

Mobirise

Кукрыниксы

Кукрыниксы – это наиболее известная группа художников, создавшая огромное количество сатирических плакатов. В эту группу входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. В годы Великой Отечественной войны для поднятия патриотических настроений коллектив создавал сатирические агитационные плакаты, на которых в карикатурной форме были остро подмечены черты и суть фашистского режима. Благодаря этим плакатам "Кукрыниксы" стали известны во всем мире, а сам Адольф Гитлер обещал расстрелять творческое трио после взятия Москвы. 

"Боевой карандаш"
Выставка плакатов ленинградских художников

Mobirise

Окна ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза)

«Окна ТАСС» - это Союз Художников, созданный 24 июня 1941 года. Именно этот союз создал большую часть агитационных плакатов Великой Отечественной войны. В их создании участвовали многие талантливые художники: П. Крылов Б. Пророков, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Кокорин, Л. Голованов, Ю. Непринцев, В. Климашев, Б. Ефимов - всего 125 художников-профессионалов. Борис Ефимович Ефимов, народный художник СССР, личный враг Гитлера, сотрудничал в журнале «Крокодил» и в газете «Труд», работал над плакатами и листовками. В 1943 году создал альбом сатирических «портретов» главарей фашистского рейха и назвал его «Гитлер и его свора».

Плакаты “Окон ТАСС” вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе, и в самой Германии.

Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске “Окон ТАСС”, приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: “Как только будет взята Москва, все, кто работал в “Окнах ТАСС”, будут висеть на фонарных столбах”.

Книги из фонда Национальной библиотеки и Российской государственной библиотеки

Демосфенова Г. Л., Советский политический плакат - Москва: Искусство, 1962
Окна ТАСС. 1941-1945 / cоставитель Н. Денисовский. - Москва : Изобразительное искусство, 1970. - 42, [93] с. : ил.; 29 см.
Свиридова И. А., Советский политический плакат. некоторые тенденции развития плаката на современном этапе - М.: Изобразит. искусство, 1975
Великая Отечественная война. 1941-1945 : [Изоматериал] : Плакаты / Сост. и авт. вступ. ст. М.Ю. Герман. - Ленинград : Аврора, 1980. - [3] с., [24] отд. л. ил. в папке : цв. офсет; 43 см. 
Плакаты Великой Отечественной, 1941-1945. Фотоальбом - Москва: Планета, 1985
Демосфенова, Галина Леонтьевна.
Советские плакатисты - фронту [Изоматериал] : альбом / Г. Л. Демосфенова. - Москва : Искусство, 1985. - 207 с. : ил.; 29 см. 
Плакаты военной Москвы. Альбом - М.: Контакт - Культура, 2001
Родина-Мать зовет! - Москва: Планета, 2014 (Издательская программа Правительства Москвы)
Армии Красной труд отдаю. Тыл вместе с фронтом - Победа в бою!: плакат
Mobirise
Mobirise
"Боевой листок", выпущенный в колхозе "Сила труда" Сюльского наслега Нюрбинского района
image


"БОЛЬШЕ РЫБЫ ФРОНТУ!"

Широкое развитие получила рыбная промышленность. С 1941 по 1945 год было сдано государству свыше 40 тысяч тонн рыбы — почти в четыре раза больше, чем за пять предвоенных лет. 10 тысяч тонн рыбы было вывезено из республики для нужд фронта.

Составитель:

Сокорутова Туяра Васильевна, 
главный библиотекарь
Отдела культурно-образовательных проектов и программ

©Национальная библиотека РС (Я)

Источники:

Материалы из фонда
Национальной библиотеки РС (Я), Российской государственной библиотеки, видеохостинга YouTube      и из других открытых источников.                  

Made with ‌

Landing Page Software