На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».
Наши предки почитали солнце, как Бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглы, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.
- привозили дрова для костра;
- украшали избы;
- строили горы.
- одевались в лучшие наряды;
- шли на театральные представления;
- посещали балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.
- рогожи;
- санки;
- коньки;
- шкуры;
- ледянки;
- деревянные корыта.
- парились в банях;
- сытно ели;
- обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.
Масленица— древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде песен, пословиц и поговорок, в картинах русских художников, так и в художественной литературе.
Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
Книга «Фрегат "Паллада"» Ивана Александровича Гончарова (1812-1891) - явление в своем роде уникальное. Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: "Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это?
Весенняя сказка Александра Островского "Снегурочка".
Сцена празднования Масленицы описана в начале весенней сказки «Снегурочка».
"Пошехонская старина" Михаила Салтыкова-Щедрина — одно из самых ярких и необычных произведений русской литературы. Светлые, поэтичные детские воспоминания и беспощадно реалистичные суровые картины жизни в усадьбе помещиков-крепостников в сере-дине XIX века со всей полнотой отображают интересный и противоречивый отрезок российской истории.
Описаны празднования Масленицы. Читать.
Александр Куприн — один из самых известных мастеров прозы ХХ века.
Находясь вдали от родины, он воскрешает образы далекого прошлого, вспоминая свою юность, учебу в Александровском военном училище, друзей и близких. «Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера“ — это мое завещание русской молодежи».
Описаны празднования Масленицы. Читать.
Михаил Зощенко (1894-1958) был верным последователем неувядаемой традиции классической русской сатиры, где смех никогда не был смехом стороннего, где за внешне веселой формой всегда стояло идущее от сердечной боли гражданское содержание.
Рассказ "Теперь-то ясно". О праздновании Масленицы в первые годы советской власти, в 1919 году.
Читать.
Рассказ А. П. Чехова "Глупый француз" Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» – заключает про себя француз.
Читать.
"Чистый понедельник" Ивана Бунина. В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.
Читать.
Михаил Шолохов "Тихий Дон ". Автор описывает праздничный стол на масленицу в семье донских казаков Мелеховых: "Ели, как и всегда по праздникам, сытно и много. Щи с бараниной сменила лапша, потом — вареная баранина, курятина, холодец из бараньих ножек, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша, кулага, блинцы с каймаком, соленый арбуз. Григорий, огрузившийся едой, встал тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь, прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно черпал ложкой пропитанную маслом кашу. "
Читать.
СОСТАВИТЕЛЬ: Попова Александра Геннадиевна - ведущий библиограф отдела культурно-образовательных проектов и программ
В выставке использованы материалы из фонда Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), подписного ресурса ЛитРес
и из других открытых источников.
Set up your own website with Mobirise