Константин Дмитриевич вошел в историю как «учитель русских учителей», изменил отечественную педагогическую практику. Народные школы, начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались простыми и доступными учебниками Константина Дмитриевича. Учителя работали по созданным им руководствам. Несколько поколений детей выросло на книгах К. Д. Ушинского.
Константин Дмитриевич родился
19 февраля (2 марта) 1823 года в Туле,
в небогатой дворянской семье. Рос и воспитывался в городе Новгороде-Северском. Мальчик любил слушать рассказы отца о сражениях русских войск и партизан против Наполеона, о пожаре Москвы. Первоначальным обучением будущего педагога руководила мать Любовь Степановна Ушинская (урожденная Капнист), которая очень внимательно относилась к любознательности ребенка, поддерживала и развивала его, дала сыну прекрасное воспитание и сама подготовила для поступления в Новгород-Северскую гимназию.
Мать дала ему столько знаний, что он был принят сразу в 3 класс гимназии, а не в первый.
СМОТРЕТЬ
К. Д. Ушинский в своих воспоминаниях так описывал свое обучение в гимназии:
«Воспитание, которое мы получили... в бедной уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях...».
Image Description
Константин рано обнаружил способности и склонность к словесности и истории. Его сочинения по литературе были лучшими в классе, зато в математике успехами он не выделялся. Художественный склад личности будущего педагога проявился и в том, что Ушинский с юных лет начал писать стихи и сохранил поэтическую страсть до конца своих дней.
Ушинский окончил Московский университет с золотой медалью в 1845 году, имея от роду
21 год. Его научный руководитель, профессор Редкий дал ему блестящую аттестацию.
В возрасте 23 лет он получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор. В своих лекциях он давал систематическое изложение знаний по истории и политической экономии, этнографии и философии, филологии и психологии.
Но через 6 лет Константин Дмитриевич прекратил работу в лицее, так как ему приходилось терпеть мелочные придирки со стороны начальства.
С 1852 года он занимается литературной деятельностью (журнал «Современник»), изучает иностранные языки. Ушинский был человеком высокой образованности, он свободно владел английским, французским, немецким языками. И хорошо владел родным языком, его высоким нравственным слогом.
С первых же дней своей работы Ушинский был поражен царившим в институте пренебрежением к живой душе ребенка.
Ушинский стал настаивать, чтобы центром и основой школы стал педагогический персонал. Учитель должен помнить, что с преподаванием нераздельна и воспитательская работа. Основным педагогическим требованием, которое именно с этого момента было выдвинуто Ушинским, явилось требование непосредственного влияния личности педагога на ребенка.
За четыре с лишним года работы в Гатчине К. Д. Ушинский провел некоторые преобразования в учебной части сиротского института, в системе преподавания русского языка, разработал проект создания при сиротском институте учительской семинарии.
В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала.
В то время образование считалось "вредным" для женщин. Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город.
Воспитание — величайший вопрос человеческого духа.
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
Самая важная часть воспитания — образование характера.
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения - в привычки.
Дело воспитания - такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.
Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни.
Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека.
Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.
Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства.
Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а ,вместе с тем и нравственности, и счастья.
Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности.
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей.
Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей.
Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей.
Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.
Быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.
Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.
Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
Властолюбие, вытекающее из стремления наслаждаться почетом и всеми атрибутами власти, люди презирают.
Теоретическая жизнь ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли образует характер.
Сила характера, независимо от его содержания, — сокровище ничем не заменимое. Она почерпывается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание человеческого достоинства.
Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствия, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя и глубокое русло.
Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело.
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ.
Язык – не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив — органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее.
Родной язык — предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты.
Факт 1. В краткой биографии Константина Ушинского он обычно именуется писателем. Однако, это не совсем корректно – он действительно был литератором, это чистая правда. Но всё равно большую часть жизни Ушинский посвятил педагогике, став одним из основоположников научного подхода к ней в нашей стране. Поэтому педагогом он является в большей степени, нежели писателем.
Факт 2. Первым учителем Константина Дмитриевича стала его мать, женщина образованная и интеллигентная. Она настолько хорошо и эффективно преподавала ему основы всех необходимых ребёнку наук, что тот впоследствии по результатам вступительных экзаменов в гимназию был зачислен сразу в третий класс, а не в первый.
Факт 3. Одно время Константин Ушинский работал профессором в Демидовском лицее города Ярославля. Но на этой должности он не задержался – недоброжелатели донесли в полицию, что молодой профессор отличается чересчур либеральными взглядами, которые к тому же не стесняется передавать своим ученикам. Так что в итоге Константина Дмитриевича попросту заставили оставить лицей.
Факт 4. Так как педагогика интересовала Ушинского уже тогда, после увольнения из лицея он попытался найти новую работу, которая тоже была бы связана с преподаванием. Однако, из-за “политически неблагонадёжной” репутации он полтора года провёл в бесплодных попытках устроиться хоть куда-нибудь – увы, доверять ему обучение нигде не хотели. В итоге он, отчаявшись, стал мелким чиновником.
Факт 5. В середине XIX века Константин Ушинский поспособствовал ряду реформ в сфере образования. Во-первых, благодаря ему исчезло разделение на “благородных” и “неблагородных” учащихся, все стали учиться вместе. А во-вторых, преподавать многие предметы стали на русском языке, а не на французском и немецком, как раньше.
Факт 6. Написанные Ушинским книги “Детский мир” и “Родное слово” стали первыми общедоступными учебниками на русском языке. Книги эти предназначались для начального обучения детей, и до Октябрьской революции они выдержали 146 переизданий, оказав огромное влияние на педагогику в целом.
Факт 7. Некогда детей в России учили абсолютно бессистемно, без какого-либо централизованного подхода, поэтому на одно хорошее учебное заведение приходился десяток посредственных. Именно Константин Ушинский реформировал всю отечественную педагогику, упорядочив её и приведя в единый вид. Многие его наработки не потеряли актуальности и поныне.
Факт 8. Когда в юности он учился в гимназии, ему приходилось ходить на уроки пешком, причём дорога в одну сторону занимала более часа. Но родители его жили небогато, и позволить себе кучера с экипажем, который возил бы их отпрыска на учёбу, они не могли.
Факт 9. Несмотря на хорошие успехи в учёбе, неожиданно для всех Константин Ушинский провалил выпускные экзамены из гимназии, а потому даже не получил аттестата о законченном среднем образовании. Но в ту эпоху подобный документ для поступления в университет не требовался, а знаний Константину Дмитриевичу хватало, поэтому поступить в высшее учебное заведение он сумел.
Факт 10. Имя Константина Ушинского носят улицы в 16 городах России и других стран, два десятка учебных заведений и Научная педагогическая библиотека Российской Академии образования. А до 2000 года казахстанское село Бакконыс называлось “Ушинское”.
1823 год. 19 февраля. В Туле в семье дворянина Дмитрия Григорьевича и Любови Степановны рождается мальчик Костя.
1824. Семья переезжает в город Новгород-Северский, где отец Кости получает должность судьи.
1835. Умирает мать Кости, а он поступает в третий класс гимназии.
1840. Юноша заканчивает гимназию и становится студентом Московского университета.
1846. Ушинский отправляется в Ярославль, где становится профессором местного Демидовского лицея.
1849. Писателя обвиняют в неблагонадёжности и он вынужден оставить лицей.
1851. Ушинский переезжает в Санкт-Петербург и становится столоначальником. Одновременно он начинает сотрудничать с журналом «Современник». Он женится на Надежде Семёновне Дорошенко.
1854. Он становится преподавателем Гатчинского сиротского приюта.
1859. Ушинский становится инспектором классов в Смольном институте.
1861. Печатается первый школьный учебник «Детский мир. Хрестоматия»
1862. Педагог отправляется на стажировку в Европу, изучает постановку образование в Швейцарии.
1864. Издаётся новый учебник писателя «Родное слово», рассчитанный на 1 и 2 года обучения.
1968. Выходит в свет главный научный труд учёного «Человек, как предмет воспитания».
1870. Ушинский посещает Крым, где проходит курс лечения и инспектирует местные учебные заведения. Он пишет «Родное слово» уже на третий год обучения.
1871 год. 2 января. Писатель скоропостижно умирает в Одессе. Его хоронят в Киеве на кладбище Выдубицкого монастыря.
Избранные педагогические сочинения.
Собрание сочинений. Т.11
Опыт педагогической антропологии. Т.2.
Собрание сочинений. Т.6.
Собрание сочинений. Т.7
Собрание сочинений. Т.3.
Собрание сочинений. Т.4.
Собрание сочинений. Т.3
1963г.
1950 г.
Биографический очерк.
А.К. Романовский.
А. Г. Иванов.
СОСТАВИТЕЛЬ:
Попова А.Г., ведущий библиограф отдела культурно-образовательных проектов и программ Национальной библиотеки РС (Я).
ИСТОЧНИКИ:
Материалы из фондов Электронной библиотеки Национальной библиотеки РС (Я), подписного ресурса ЛитРес, Национальная электронная библиотека РФ и из других открытых источников.
Built with Mobirise web builder