Интеллектуальная культура новой Якутии:
научное творчество
Г.В. Ксенофонтова

из фондов
Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

Гавриил Васильевич Ксенофонтов

(1888-1938)

выдающийся ученый-этнограф, фольклорист, историк, юрист, общественный и политический деятель Якутии. Им впервые собраны и обобщены огромные материалы древней истории тюркских, тунгусо-маньчжурских и монгольских народов.

Он был яркой и талантливой личностью, живой творческой мыслью.


Глава семьи — Василий Никифорович — видный общественный деятель. Голова Западно-Кангаласского улуса, депутат Якутской городской думы. Уроженец Западно-Кангаласского улуса. Как человек грамотный и состоятельный пользовался большим авторитетом и избирался на разные выборные должности в улусной управе.
Мать, Екатерина Максимовна, урожденная Кириллова, происходила из зажиточной семьи. Как и принято было в якутских семьях, рано выдана замуж. Она стала матерью 9-ти детей и хозяйкой большого дома. До переезда в Якутск, когда они жили в Западно-Кангаласском улусе, у них было большое хозяйство: скот, дом и все, что могло обеспечить благосостояние большой семьи. По хозяйству и дома ей помогали родственники, постоянно проживавшие с ними.
Начальное образование получил сначала в сельской школе, а затем до переезда родителей в Мариинском приюте г. Якутска. В 1899 г., поступил в Якутское реальное училище. В последних классах училища Ксенофонтова застали революционные события 1905-1907 гг. В 1906 г. группой молодых якутских интеллигентов издавался общественно-политический и литературный рукописный журнал "Саха кулуубун сэһэнэ", где он являлся редактором.

В 1906 г. Г. В. Ксенофонтов окончил полный курс реального училища, т.е. получил среднее образование.

После двух лет репетиторства в г. Якутске и работы учителем в I Мельжахсинском наслеге Мегинского улуса в 1908 г. он поступил учиться на юридический факультет Томского университета.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1908-1919 ГГ.

Учеба в Томском университете и формирование мировоззрения

В Томске Г.В. Ксенофонтов оказался в иной общественно-политической среде. Он быстро адаптировался и с первых дней окунулся в учебу. В университете функционировало много научных кружков и Гавриил Васильевич стал посещать научный кружок "Сибириеведение". Этот кружок возник под влиянием учеников известного сибирского этнографа и путешественника Г.Н. Потанина. Благодаря кружку, предпринял первые попытки по изучению верований якутов и собиранию фольклорных материалов. Именно в стенах Томского университета он приобщился к науке и сформировались его политические взгляды. В 1912 г. он успешно окончил университет и получил диплом II степени. Профессор уголовного права Н.Н. Розин предложил ему остаться на кафедре для подготовки к научной деятельности по праву, но Гавриил Васильевич отказался и решил вернуться в Якутию.

Профессиональная работа в Якутском окружном суде
С лета 1913 г. Гавриил Васильевич приступил к работе в качестве помощника присяжного поверенного Якутского окружного суда, где проработал до конца 1919 г. Он вел различные дела: как гражданские, так и уголовные. В процессе работы он проявил блестящие профессиональные и деловые качества, умело пользовался знаниями законодательства в своей адвокатской практике, ответственно и серьезно относился к работе. Таким образом, за время работы в суде сумел реализовать себя как профессионал-юрист высокого класса.
Здание Якутского окружного суда. Начало XX века.
Письмо-доверенность. 31 августа 1913 г.

Просьба со стороны наследников фирмы А. И. Громовой, И. И. Громова (сына) и М. В. Пих- тина (зятя), о принятии Ксенофонтовы м на себя всех дел в судебных, административных и общественных учреждениях, а также у должностных лиц всех ведомств.

Якутская окраина. 1914, №273.

Некоторые из дел, где Г. В. Ксенофонтов выступал защитником, получили широкую огласку в печати.
Общественная и просветительская деятельность

После возвращения в Якутск в 1913 г., Ксенофонтов окунулся в самую гущу событий общественной жизни области. Параллельно своей профессиональной деятельности, принимал участие в работе Якутского отдела Императорского географического общества в исследовании Якутии в географическом и этнографическом плане, здесь он познакомился со многими интересными людьми, занимающимися исследованием края, среди них М.В. Пихтин и Ем. Ярославский.

Участвовал в сборе денежных средств на нужды, связанные с Первой мировой войны, этим занималась кампания якутского отделения Российского общества Красного креста, председателем которого с сентября 1915 г. стал Г.В. Ксенофонтов, он внес весомую лепту в борьбу за отмену мобилизации коренных жителей Якутска и Олекминского округа.

Гавриил Васильевич был приверженцем идей просвещения. На страницах местных газет, в основном в "Якутских вопросах", редактором которого был В.В. Никифоров, публиковались его дискуссионные статьи по вопросам образования и просвещения, в которых Г.В. Ксенофонтов писал о необходимости создания якутского букваря, призывал вести обучение якутских детей младших классов на родном языке, настаивал на консолидации общественных сил для открытия первого восточносибирского университета в Иркутске.

В эти годы под влиянием В. В. Никифорова происходило формирование демократических взглядов Г. В. Ксенофонтова.

Статьи в газетах
Национально-освободительное движение в Якутии

В дни Февральской революции в Якутске в качестве временного органа власти было создано Исполнительное бюро Комитета общественной безопасности (ЯКОБ), в состав которого включили и Г.В. Ксенофонтова, на должность комиссара Якутского Окружного суда, а также председателя крестьянско-инородческой комиссии.

26 марта 1917 г., комиссия организовала и провела Первый съезд якутских и русских крестьян. На нем были приняты исторические решения по многим ключевым вопросам хозяйственной и социальной жизни области.

Летом 1917 г. усилиями национальной интеллигенции была создана партия «Якутский трудовой союз федералистов». В партию вошли известные юристы, деятели культуры, ученые, писатели: В.В. Никифоров, Г.В. Ксенофонтов, С.А. Новгородов, А.И. Софронов и др. Программа федералистов органически объединяла идеи федеративного устройства России и национально-государственного суверенитета. В конце 1917 г. кандидат от партии федералистов Г.В. Ксенофонтов победил на выборах во Всероссийское Учредительное собрание. Одновременно он занимал пост председателя Якутской Городской Думы, много работал на различных должностях в структурах земского самоуправления, представлял национальные интересы якутов в Сибирской Думе. До 1919 г., когда к власти окончательно пришли большевики, Г.В. Ксенофонтов вел активную политическую борьбу за демократизацию общества, за введение земского самоуправления в Якутии, за парламентаризм и федеративное устройство политической системы России. За короткое время он заручился поддержкой и доверием самых разных слоев населения Якутской области, стал признанным лидером якутского национально-демократического движения.

Лидеры якутской интеллигенции. В.В. Никифоров (пятый слева во 2-м ряду), Г.В. Ксенофонтов (шестой во 2-м ряду), С.А. Новгородов (восьмой).

Члены Сибирской областной Думы. Слева направо стоят: И.С. Бланков, врач М.В. Сабунаев,…., Н. Желобцов. Сидят: М.Н. Тимофеев, П.А. Куликовский, И.Н. Эверстов, Г.В. Ксенофонтов. 1917 г.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1920-1938 гг.

Начало научно-исследовательской деятельности

С приходом к власти большевиков в 1919 г. Г.В. Ксенофонтов оставляет политическую.

Г. В. Ксенофонтов добился направления на учебу в Иркутский госуниверситет для получения медицинского образования, но по воле судьбы поступил на факультет общественных наук. На формирование Ксенофонтова как ученого повлияла научная среда в Иркутске, где с интересом изучали историю, быт и культуру народов Восточной Сибири.

Он принимает деятельное участие в работе студенческого кружка «Народоведение»: здесь он выступает с докладами «Происхождение якутов» и «Эволюция кумысного праздника "ысыах"». По приглашению Б.Э. Петри он занимает должность ассистента на кафедре археологии и этнографии, а в 1921 г. его принимают членом Сибирской научной организации и членом Восточно-Сибирского отделения РГО. С этого времени начинается период научно-исследовательской деятельности Гавриила Васильевича.


Экспедиционная деятельность
Экспедиционная деятельность Г.В. Ксенофонтова начинается со времени его работы ассистентом кафедры этнографии Иркутского государственного университета.
1921
Отправляется в свою первую исследовательскую командировку, в Якутск, в районы Западно-Кангаласского и Намского улусов.
Лето 1922

Посещает Аларский аймак Бурятской АССР, где изучает шаманские верования бурят.

1923-1924

В 1923 г. Г.В. Ксенофонтов увольняется из университета и едет в Якутию для обстоятельного и систематического сбора этнографических материалов, и на год уезжает в с. Булун Верхоянского округа, где собрал большой материал по шаманству, фольклору, обычаям и нравам северных якутов, которые использовал в монографии "Ураангхай сахалар" (1937 г.)

1925-1926
Был в самой длительной экспедиции - через центральные якутские улусы и улусы Вилюйского округа на Нижнюю Тунгуску к тунгусам, в Минусинский край к хакасам и в Западную Бурятию к эхирит-булагатам.
1933
Участвовал в археологических раскопках старинных якутских могил в Западно-Кангаласском улусе.
В результате своих экспедиций собрал обширный материал для своих монографических исследований и научных статей по проблемам и этногенезу народа саха и шаманству народов Восточной Сибири.
Внес большой вклад Г.В. Ксенофонтов в изучение шаманизма, им собран огромный материал по шаманскому фольклору, представленному шаманскими преданиями, собранными у якутов, эвенков и западных бурят.
Ксенофонтов собрал свыше 30-ти вариантов исторических легенд о первопредках якутов - Омогое и Эллэе - и составил специальный сборник мифов и легенд под названием «Эллэйада».
Внес существенный вклад в изучении этнографии и этногенеза якутского народа. Им собраны и описаны редкие и оригинальные обряды (например, дьалын ылыыта, редко употребляемые в XIX в. свадебные обычаи). Несомненной заслугой Г.В. Ксенофонтова является теоретическое обоснование значения "ысыаха" как культового празднества якутского народа.
Его монография «Урааҥхай сахалар» стала фундаментальным исследованием проблемы этногенеза народа саха.


Труды Г.В. Ксенофонтова
Книги из личной библиотеки Г.В. Ксенофонтова
Книги с дарственными надписями Г.В. Ксенофонтова
Made on
Tilda