1897-1937
Илья Арнольдович Ильф – советский журналист и писатель, сценарист, драматург, фотограф. Значительная часть художественной прозы была написана Ильфом в соавторстве с Евгением Петровым, в том числе романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», книга «Одноэтажная Америка», ряд киносценариев, повести, очерки, водевили. Произведения Ильфа и Петрова были переведены на десятки языков мира, выдержали большое количество переизданий, неоднократно экранизировались и инсценировались.
Родился Илья Ильф 15 октября 1897 года. Тогда его звали Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Его отец был банковским служащим – работал бухгалтером в отделении Сибирского банка в Одессе. В семье было четыре сына. Иехиел-Лейб был третьим. Родина Ильи Ильфа – Одесса. Учился в технической школе. Потом работал в чертежном бюро, на военном заводе, на телефонной станции. Попробовал себя и в роли бухгалтера. После революции стал журналистом, потом вырос до редактора юмористических журналов. Состоял в Союзе поэтов Одессы. Соединив первые и последние буквы трудновыговариваемого имени, стал писателем Ильей Ильфом, тем самым разрушив мечты отца о военной карьере сына.
— интересные и неизвестные факты
Главными героями сатирического романа «Двенадцать стульев» являются бывший предводитель дворянства одного из уездных городов России Ипполит Матвеевич Воробьянинов и талантливый авантюрист Остап Бендер. Воробьянинов становится единственным наследником сокровищ, спрятанных его тещей в один из стульев семейного гарнитура, и отправляется на их поиски с пронырливым компаньоном в лице Бендера.
Эта парочка во время «охоты» за стульями попадает в самые невероятные ситуации, и знакомится с большим количеством комичных персонажей, которые представляют все слои населения Страны Советов 20-х годов прошлого века.
Следует отметить, что в художественной литературе до выхода «Двенадцати стульев» был роман, который имел очень похожую завязку – «Шесть Наполеонов», его автором был знаменитый Артур Конан-Дойль. Кстати, сразу же после выхода книги авторы получили в подарок от коллег-писателей коробку с пирожными «Наполеон».
Эпизод сеанса одновременной игры в шахматы не раз использовался позже и в реальной жизни. К примеру, некий мошенник из Ирландии Дерек Леман организовал похожий сеанс на 50 досках, представившись при этом известным русским шахматистом. Но был разоблачен местным библиотекарем, успев к этому моменту проиграть 14 партий.
В том же году любители юмористического жанра получили от романистов еще один приятный сюрприз – сатирическую повесть, вышедшую под названием «Светлая личность». В следующем году опубликовали гротескные новеллы, объединенные в цикл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и сборник новелл «1001 день, или Новая Шахерезада».
В 1931 году Илья Ильф с соавтором подарил читателям новый шедевр – продолжение романа о Комбинаторе, который назвали «Золотой теленок». Роман напечатали в журнале «30 дней», книга появилась спустя 2 года.
Произведения Ильфа и Петрова стали бестселлерами советского времени, принеся авторам невероятную славу. Но литературные критики и цензоры не жаловали остросатирические романы, переполненные намеками о неидеальном советском строе. «Пробить» публикацию «Золотого теленка» помог Максим Горький. В центральных газетах появились разгромные статьи, но почитателей таланта одесситов они не интересовали.
В течение многолетней творческой работы Ильф и Петров успели создать множество очерков, рассказов и фельетонов. По одной из комедий литераторов была поставлена культовая мелодрама под названием «Под куполом цирка». В детище режиссера Григория Александрова приняла участие сама Любовь Орлова. Фильм вышел в 1936-м году под названием «Цирк». Интересно, что Петров и Ильф потребовали убрать из титров ленты свои имена. Дело в том, что сценарий был сильно изменен, что не понравилось авторам комедии.
В середине 1930-х Илья Ильф и Евгений Петров – корреспонденты «Правды» – отправились в 4-месячную поездку по США. Плодом совместного творчества стала книга, составленная из разрозненных очерков и названная «Одноэтажная Америка». Она вышла в 1936 году и стала первым совместным сочинением, написанным литераторами порознь. Ильф и Петров из-за болезни Ильи Арнольдовича писали главы, не встречаясь, но за 10 лет совместного труда у них выработался единый стиль. (Читать)
Особое место в творчестве соавторов занимают «Записные книжки». Произведение представляет собой своеобразный дневник, в который входят сотни смешных афоризмов, очерков, заметок, наблюдений. Это произведение стало итогом двенадцатилетней совместной работы писателей. К сожалению, первая печатная версия книги была подвергнута жесткой цензуре. Но даже в сокращенном варианте многие из афоризмов Ильфа обрели статус крылатых выражений.
Интересно, что в свободное время Илья Ильф увлекался фотографией. Когда он купил свою первую «Лейку», мужчина начал делать тысячи снимков. Среди фотографий писателя есть и совершенно уникальные: виды Америки, портреты Иосифа Уткина, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Юрия Олеши. Фотографии Америки, сделанные писателем, в дальнейшем стали иллюстрациями для книги. Ильф запечатлел похороны Владимира Маяковского, сфотографировал храм Христа Спасителя до взрыва.
Илья Ильф предстает на страницах этой книги в неожиданном качестве влюбленного.
Он мучается и страдает, и не меньше страдает "нежная девочка с большим сердцем" Маруся Тарасенко - его будущая жена.
Встречи их коротки, разлуки долги, но письма, которые они пишут чуть ли не ежедневно, помогают им ощущать друг друга рядом.
В книгу вошли недавно найденные восемьдесят писем Ильфа и два его неизвестных рассказа, письма родственников и друзей Ильфа и Тарасенко, дополняющие их романтическую переписку, а также биографический очерк, который охватывает одесский период и первые годы жизни Ильфа в Москве и включает непубликовавшиеся прежде документы из семейного архива Ильфов.
Издание продолжает серию книг, посвященных жизни и творчеству Ильи Ильфа и Евгения Петрова, подготовленных и откомментированных Александрой Ильф.
В Одессе установлен памятник знаменитым писателям, авторам сатирических романов "12 стульев" и "Золотой теленок" Илье Ильфу и Евгению Петрову. Идея создания памятника принадлежит Леониду Лептуге, а воплотил эту идею в жизнь знаменитый киевский скульптор Олег Черноиванов. Памятник выполнен из бронзы и установлен на высокий постамент. Кроме фигур самих писателей скульптурная группа включает в себя фигуру теленка и стул.
Памятник был открыт 1 апреля 1999 года. Бронзовый стул, выполненный в натуральную величину, покоится на квадратном гранитном пьедестале, который в свою очередь расположен на круглом цоколе, выложенном тротуарным кирпичом. На бронзовой табличке, вмонтированной в пьедестал, сказано: «Граждане Одессы — Ильфу и Петрову». На самом цоколе закреплен бронзовая табличка с надписью: «Площадь имени Остапа Бендера».
СОСТАВИТЕЛЬ: Попова Александра Геннадиевна - ведущий библиограф отдела культурно-образовательных проектов и программ.
ИСТОЧНИКИ: материалы из фондов
Национальной библиотеки РС(Я), электронной библиотеки НБ
РС (Я), "ЛитРес", НЭБ РФ и из других открытых источников.
Mobirise site creator - Learn more