День работника
гражданской авиации

Mobirise Website Builder

День работника гражданской авиации России отмечается каждый год 9 февраля. Это число выбрано не случайно, именно этот день в 1923 году признан датой рождения отечественной гражданской авиации. Однако в Национальный календарь торжество попало гораздо позже – в 2013 году, по Указу Президента России. Учреждение профессионального праздника было направлено на повышение уважения к труду работников авиации и подчеркивание важности этой отрасли для экономики и общества в целом. Этот день стал признанием высокой квалификации и профессионализма работников гражданской авиации РФ.

Из истории авиации

1914-1919

Родоначальником всех современных пассажирских самолетов в России стал биплан "Илья Муромец", сконструированный из дерева. Это первое в мире воздушное судно с электрическим освещением, отоплением, комнатой для сна и туалетом.

Mobirise Website Builder
1923

В 1923 году появилось Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет". По сути, это первая авиакомпания страны и предшественник Аэрофлота. Первым маршрутом, которым могли полететь пассажиры, стала линия "Москва – Нижний Новгород", время в пути занимало семь часов.

Mobirise Website Builder
1929

Спустя шесть лет советская авиация совершила огромный прорыв. Новый отечественный самолет АНТ-4 "Страна Советов" сумел пересечь океан и добраться до США. Пассажирское судно могло вместить до девяти человек.

Mobirise Website Builder
1931

К 30-м годам авиаперелеты стали доступнее, начали появляться данные по пассажирообороту. В 1931 году на Ходынском поле был открыт первый в Советском Союзе пассажирский аэровокзал, а гражданская авиация стала называться Аэрофлот. 

Mobirise Website Builder
1941

Ровно через десять лет открылся международный аэропорт Внуково.

Mobirise Website Builder
1970

В 1970 году СССР стал членом Международной организации гражданской авиации. Экипажи Аэрофлота летали в 59 стран мира.

Mobirise Website Builder

Состав гражданской авиации

359

воздушных судов – российского производства

738

воздушных судов – иностранного производства

1101

количество пассажирских самолетов

Mobirise Website Builder

Российский региональный самолет

Ил-114-300

Региональный пассажирский турбовинтовой самолёт. Предназначен для эксплуатации на местных воздушных линиях. Является модернизированной версией турбовинтового самолёта Ил-114.

Mobirise Website Builder
Российский региональный самолет
Ан-24

Турбовинтовой пассажирский самолёт 3-го класса для линий малой и средней протяжённости.
Самолёт выпускался с 1959 по 1979 год, произведено 1367 единиц. Самолёт выпускался с 1959 по 1979 год, произведено 1367 единиц.

Mobirise Website Builder
Российский региональный самолет
Як-40

Ближнемагистральный самолёт, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов, а также первый в мире трёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт третьего класса воздушных судов.

Mobirise Website Builder
Российский ближнемагистральный самолет
Sukhoi Superjet 100

Российский узкофюзеляжный ближнемагистральный региональный пассажирский самолёт, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3 050 или 4 600 км.

Mobirise Website Builder
Российский ближнемагистральный самолет
Як-42

Среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт 2-го класса, разработанный ОКБ им. Яковлева в СССР в середине 1970-х годов для замены технически устаревшего Ту-134.

Mobirise Website Builder
Зарубежный среднемагистральный самолет
Boeing 777

Самый крупный в мире двухмоторный турбовентиляторный пассажирский самолёт. Его двигатели General Electric GE90 — одни из самых крупных и самых мощных в истории авиации турбовентиляторных двигателей.

Mobirise Website Builder
Зарубежный среднемагистральный самолет
Airbus 319

Узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт среднего диапазона. Он имеет укороченный фюзеляж, основанный на базовом A320.
Эксплуатация самолёта началась в апреле 1996 года, примерно через восемь лет после A320.

Mobirise Website Builder
Зарубежный среднемагистральный самолет
Airbus 320

Семейство среднемагистральных узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом «Airbus S.A.S». Выпущенный в 1988 году.

Mobirise Website Builder
Зарубежный дальнемагистральный самолет
Airbus 330

Широкофюзеляжный пассажирский самолёт фирмы Airbus, предназначенный для средних и дальних дистанций, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями.
Первый полёт состоялся 13 августа 1997 года.

Mobirise Website Builder
Зарубежный дальнемагистральный самолет
Boeing 747-400

Четырёхдвигательный реактивный двухпалубный широкофюзеляжный самолёт, производимый компанией «Boeing Commercial Airplanes».  В зависимости от модификации самолёт может перевозить до 624 пассажиров и иметь дальность до 14 200 км.

Гражданская авиация играет важную роль в России, обеспечивая транспортную связь между различными регионами страны, а также коммуникацию с другими странами. Благодаря отрасли обеспечивается быстрое перемещение людей и грузов, что является необходимым условием для развития экономики, туризма и других сфер жизни.

Однако, как и в любой сфере, в гражданской авиации есть свои проблемы. Одной из них является низкая безопасность полетов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики России, в 2020 году произошло 17 авиационных происшествий с гражданскими самолетами, в результате которых погибли 54 человека. В 2019 году было зафиксировано 21 происшествие с 70 погибшими, а в 2018 году – 19 происшествий с 76 погибшими. Эти катастрофы связаны с различными причинами, включая технические неисправности, ошибки пилотов и нарушения в работе службы безопасности.

Еще одной проблемой является устаревание авиапарка. Большинство российских авиакомпаний использует старые самолеты, что повышает вероятность возникновения технических проблем во время полета. Несмотря на эти сложности, гражданская авиация продолжает развиваться и играть важную роль в экономике и жизни России. Ведутся работы по совершенствованию безопасности полетов, модернизации авиапарка и улучшению качества обслуживания пассажиров.

День работника гражданской авиации посвящен тем, кто работает в сфере гражданской авиации, включая пилотов, бортпроводников, инженеров-авиастроителей, диспетчеров, технический персонал и других профессионалов. Торжества призваны отметить их вклад в развитие отечественной авиации и обеспечение безопасности полетов. Это также возможность привлечь внимание к необходимости постоянного повышения профессионального уровня работников гражданской авиации.

Издания из фонда НБ РС(Я)

Mobirise Website Builder

 XX век. Гражданская авиация России в лицах.
2000

Mobirise Website Builder

100 лет отечественной гражданской авиации, 1923-2023.
2023

Mobirise Website Builder

Авиация в России.
1988

Mobirise Website Builder

Своих не бросаем.
2020

Mobirise Website Builder

Корепанова Л. Ю., Записано на небесах.
2010

Mobirise Website Builder

Пронякин К. А., Красный сон Светогорова.
2016

Из истории авиации Якутии

1925

В Якутии, с ее огромными расстояниями, авиация стала настоящей палочкой-выручалочкой. Днем зарождения авиации республики считается 8 октября 1925 года, когда в небо впервые поднялся самолет «Сопвич», пилотируемый летчиком П.М.Фадеевым. Самолет, взлетев с пристани «Даркылах», совершил посадку на Зеленом лугу.

Mobirise Website Builder
1928

29 августа была официально открыта воздушная линия Иркутск-Якутск (Якутская гидролиния гражданской авиации), первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Mobirise Website Builder
1931

Началось строительство Якутского аэропорта. Достигнуто небывалое сокращение продолжительности рейсов. Время нахождения самолетов в пути в благоприятные по погоде месяцы составляло 24 часа.

Mobirise Website Builder
1934

Начальником Якутского аэропорта был назначен П.И. Баринов.

Mobirise Website Builder
1935

В августе 1935 года закончено строительство постоянного Якутского аэродрома размером 450х500 м на месте существующего ныне. Построен ангар на 2 самолета, тепляк для разогрева мотора и водомаслогрейка. Были открыты регулярные рейсы между Якутском и Алданскими приисками, оборудованы площадки в Намском, Таттинском, Чурапчинском, Амгинском районах, гидропорты в Сангарах, Чурапче, соединяющиеся воздушными линиями с Якутском. в 1937 году открыты новые авиалинии Якутск - Верхоянск - Казачье - Тикси, Якутск - Нюрба.

Mobirise Website Builder
1940

В 1940 году началась эксплуатация нового аэровокзала с оборудованными комнатами для пассажиров, буфетом, метеостанцией и помещением для обслуживающего персонала. 8 мая 1946 года был сдан в эксплуатацию деревянный аэровокзал с гостиницей, рестораном, отделом перевозок, командно-диспетчерский пункт и радиобюро, а 28 августа - битумированная взлетно-посадочная полоса.

Mobirise Website Builder
1950
1955

В 1950-м на аэродроме приземлились первые самолеты Ан-2, полученные на Киевском авиазаводе.
В 1955 году в Якутск поступил в эксплуатацию вертолет Ми-4, годом позже началось освоение самолетов Ил-14, открыто регулярное движение самолетов между Якутском и Мирным.

Mobirise Website Builder
1963

Открылся новый комфортабельный аэровокзал, рассчитанный на обслуживание 500 пассажиров в час.

Mobirise Website Builder
1965

Якутск на постоянное базирование прибыл турбовинтовой самолет Ан-24. Закончено строительство и пущена в эксплуатацию радиотехническая система ближней навигации РСБН-2 «Свод». Введен в эксплуатацию полуавтоматический радиопеленгатор «Лена».

Mobirise Website Builder
1969

Испытания в условиях низких температур самолета Ту-134.

Mobirise Website Builder
1976

Прибыл грузовой самолет Ил-76 для выполнения испытательных полетов в условиях низких температур. 1 апреля открыто регулярное движение самолетов Ту-154 по маршруту Москва — Новосибирск — Якутск.

Mobirise Website Builder
1980е

В аэропорту Якутск совершил посадку Airbus Ил-86, выполнивший пробный рейс из Москвы. 

Mobirise Website Builder
1991

В июне 1991 года приказом Министерства гражданской авиации СССР на базе Якутского объединенного авиаотряда созданы самостоятельные аэропорт Якутск (начальник А.Н. Мантуров, коммерческий директор А.П. Кочетов) и авиакомпания «Якутавиатранс» (директор Н.А. Пышнев, коммерческий директор А.В. Коршун), одним из структурных подразделений которой стала АТБ (начальник В.И. Гришуков).
За 1991 год из аэропорта «Якутск» было только отправлено 774 113 пассажиров, 5826,7 тн почты и 18 645 тн груза. Это был последний год в 1990-е, когда производственные показатели аэропорты выросли за год.
В условиях низких температур прошел летные испытания дальнемагистральный самолет Ил-96-300.

Mobirise Website Builder
1996

5 июня 1996 г. открылся новый аэровокзальный комплекс, имеющий два операционных зала: международный сектор с пропускной способностью 100 пассажиров в час и внутрироссийский с пропускной способностью 600 пассажиров в час, построенный канадской компанией «Фергюсон, Симек, Кларк».
Возобновлены рейсы Якутск – Киев и Якутск – Алма-Ата на Ту-154М.

Mobirise Website Builder
1997

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) образовано государственное унитарное предприятие «Аэропорт Якутск». Генеральным директором назначен А.А. Илларионов.

Mobirise Website Builder
1999

Проходит международный форум РАКГАТ-99, в рамках которого была проведена презентация аэропорта Якутск как запасного при выполнении циркумполярных полетов.
Началась реконструкция покрытия второй искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП-2).

Mobirise Website Builder
2003

Завершена реконструкция ИВПП-2.

В аэропорту произвел посадку самолет нового поколения Боинг 777-300ER.

Проведены испытания самолетов Ил-96 и Airbus А340 на работоспособность в условиях низких температур.

Mobirise Website Builder
2007

Аэропорт Якутск получил допуск к приему воздушных судов Боинг 757 и А 319 и их модификаций. Впервые принят самолёт Боинг 747-200, один из крупнейших самолётов в мире. Для проведения испытаний инерциальной системы прибыл грузовой самолет Ил 96-400Т. 

Mobirise Website Builder
2015

19 февраля 2015 года открытое акционерное общество «Аэропорт Якутск» изменило наименование на Акционерное общество «Аэропорт Якутск» (сокращенное наименование - АО «Аэропорт Якутск»).
С марта 2015 г. начата реконструкция аэродрома аэропорта «Якутск».

Mobirise Website Builder
2016

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года №726-р премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил перечень аэропортов федерального значения. В перечень включены четыре аэропорта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (в Севастополе аэропорта в настоящее время нет), 57 международных аэропортов административных центров (столиц) субъектов Федерации, 13 аэропортов административных центров (столиц) субъектов Федерации, не имеющих статуса международных, а также 17 международных аэропортов, в том числе аэропорт «Якутск».

Mobirise Website Builder

Краеведческие издания из фонда НБ РС(Я)

Mobirise Website Builder

Крылья Якутии.
1986

Mobirise Website Builder

Авиация Якутии в документах, публикациях и фотографиях (1923-1941 годы).
2010

Mobirise Website Builder

Авиации Якутии - 75 лет. события и люди.
2000

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е., Крылья Республики Саха (Якутия).
1995

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е., Крылья Земли Олонхо.
2014

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е., Крылья Якутии.
2020

Mobirise Website Builder

Пестерев В.И., Хроника авиации Якутии (1921-1987).
1997

Mobirise Website Builder

Киевицкий М.И., Я служу в авиации.
2002

Mobirise Website Builder

Воздушная служба в Якутии.
1934

Mobirise Website Builder

Мазурук И.П., Биһиги авиациябыт.
1957

Mobirise Website Builder

Зуев Ю.Н.
Авиация в Якутии.
1985

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е., "СОПВИЧ" - первый самолет в небе Якутии.
2005

Mobirise Website Builder

Остапенко Ю. А., Все выше, и выше, и выше!
1976

Mobirise Website Builder

Пестерев В. И., Авиационные катастрофы в Якутии 1930-1999 г.г..
2000

Mobirise Website Builder

Негенбля И. Е., Формула подъемной силы.
2003

Mobirise Website Builder

Самолет над Якутией.
1933

Mobirise Website Builder

Остапенко Ю.А.
Люди земли и неба.
1973

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е., История воздушного транспорта Якутии: Т. 1. 
2015

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е., История воздушного транспорта Якутии: Т. 2.
2017

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е., История воздушного транспорта Якутии: Т. 3.
2018

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е., История воздушного транспорта Якутии: Т. 4.
2018

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е., Над безграничной Арктикой.
1997

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е.,
Над безграничной Арктикой.
2013

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е.,
Над безграничной Арктикой.
2012

Mobirise Website Builder

Пеcтерев В.И.
Становление и развитие воздушного транспорта в Якутии (1923-1945 гг.)
1993

Mobirise Website Builder

Негенбля И. Е., Инженерно-авиационная служба Якутии.
2003

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е.
История инженерно-авиационной службы воздушного транспорта Якутии: (1925-1985).
2004

Mobirise Website Builder

Авиаторы Якутии в годы войны: статьи, очерки, воспоминания.
1995

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Авиаторы Якутии в боях за Родину. события и люди гражданской авиации Якутии.
2005

Mobirise Website Builder

Негенбля И. Е., Золотые Звезды Земли Олонхо. якутяне.
2013

Mobirise Website Builder

Трасса мужества и дружбы.
1992

Mobirise Website Builder

Там, где покоряют высоту. 20 лет АО "Аэропорт Якутск"
2017

Mobirise Website Builder

 Негенбля И. Е., Книга памяти. авиаторы Якутии в годы войны.
2019

Mobirise Website Builder

Негенбля И. Е., Малая гавань неба Якутии.
2007

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Воздушные гавани Якутии.
2010 

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е.
Малая гавань неба Якутии.
2012

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Флагман авиации Якутии.
2016

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Авиационная безопасность Якутии вчера и сегодня.
2020

Mobirise Website Builder

 Васильев М. Е., Аэронавигация Якутии.
2021

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Королевы неба Якутии.
2014

Mobirise Website Builder

 Васильев М. Е., Винтокрылая авиация Нюрбы.
2016
 

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Золотой фонд авиации Якутии.
2020

Mobirise Website Builder

Васильев М.Е. Учителя, коллеги, друзья.
2005

Mobirise Website Builder

Негенбля И. Е., Якутяне - заслуженные пилоты и штурманы СССР и Российской Федерации.
2016

Mobirise Website Builder

Негенбля И. Е., Кузница кадров авиации Якутии.
2018

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Соколы седого Вилюя.
2006

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Отцы командиры.
2007 

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Силой убеждения.
2009 

Mobirise Website Builder

Кычкин И. С., Труженик голубой дороги.
1965

Mobirise Website Builder

Негенбля И. Е., Небо и земля Валерия Кузьмина.
1999

Mobirise Website Builder

Негенбля И. Е., Небо и земля Валерия Кузьмина.
2018

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е.,
За штурвалом - Валерий Кузьмин.
1994

Mobirise Website Builder

Негенбля И.Е.,
Жизнь Валерия Кузьмина в фотографиях и документах.
2006

Mobirise Website Builder

Валерий Ильич Кузьмин в воспоминаниях соратников и современников.
2018

Mobirise Website Builder

 Крылов В., Александр Федорович Можайскай.
1955

Mobirise Website Builder

Пестерев В. И., Лётчик Отто Кальвица.
1989

Mobirise Website Builder

Полковник авиации Иван Федоров.
1998 

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Авиационные работы и перевозки Якутии.
2015

Mobirise Website Builder

Слепцов С. С., Аэропорт Оймякон - история и судьбы.
2017

Mobirise Website Builder

 Саддаров И. А., Алданское небо в надежных руках.
2022

Mobirise Website Builder

Возродить славные традиции.
2003

Mobirise Website Builder

Негенбля И. Е., Вертолеты в небе Якутии.
2010 

Mobirise Website Builder

Васильев М. Е., Все, что нам дорого, припоминается...
2015

Easy Website Builder