День работника гражданской авиации России отмечается каждый год 9 февраля. Это число выбрано не случайно, именно этот день в 1923 году признан датой рождения отечественной гражданской авиации. Однако в Национальный календарь торжество попало гораздо позже – в 2013 году, по Указу Президента России. Учреждение профессионального праздника было направлено на повышение уважения к труду работников авиации и подчеркивание важности этой отрасли для экономики и общества в целом. Этот день стал признанием высокой квалификации и профессионализма работников гражданской авиации РФ.
Родоначальником всех современных пассажирских самолетов в России стал биплан "Илья Муромец", сконструированный из дерева. Это первое в мире воздушное судно с электрическим освещением, отоплением, комнатой для сна и туалетом.
В 1923 году появилось Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет". По сути, это первая авиакомпания страны и предшественник Аэрофлота. Первым маршрутом, которым могли полететь пассажиры, стала линия "Москва – Нижний Новгород", время в пути занимало семь часов.
Спустя шесть лет советская авиация совершила огромный прорыв. Новый отечественный самолет АНТ-4 "Страна Советов" сумел пересечь океан и добраться до США. Пассажирское судно могло вместить до девяти человек.
К 30-м годам авиаперелеты стали доступнее, начали появляться данные по пассажирообороту. В 1931 году на Ходынском поле был открыт первый в Советском Союзе пассажирский аэровокзал, а гражданская авиация стала называться Аэрофлот.
Ровно через десять лет открылся международный аэропорт Внуково.
В 1970 году СССР стал членом Международной организации гражданской авиации. Экипажи Аэрофлота летали в 59 стран мира.
Гражданская авиация играет важную роль в России, обеспечивая транспортную связь между различными регионами страны, а также коммуникацию с другими странами. Благодаря отрасли обеспечивается быстрое перемещение людей и грузов, что является необходимым условием для развития экономики, туризма и других сфер жизни.
Однако, как и в любой сфере, в гражданской авиации есть свои проблемы. Одной из них является низкая безопасность полетов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики России, в 2020 году произошло 17 авиационных происшествий с гражданскими самолетами, в результате которых погибли 54 человека. В 2019 году было зафиксировано 21 происшествие с 70 погибшими, а в 2018 году – 19 происшествий с 76 погибшими. Эти катастрофы связаны с различными причинами, включая технические неисправности, ошибки пилотов и нарушения в работе службы безопасности.
Еще одной проблемой является устаревание авиапарка. Большинство российских авиакомпаний использует старые самолеты, что повышает вероятность возникновения технических проблем во время полета. Несмотря на эти сложности, гражданская авиация продолжает развиваться и играть важную роль в экономике и жизни России. Ведутся работы по совершенствованию безопасности полетов, модернизации авиапарка и улучшению качества обслуживания пассажиров.
День работника гражданской авиации посвящен тем, кто работает в сфере гражданской авиации, включая пилотов, бортпроводников, инженеров-авиастроителей, диспетчеров, технический персонал и других профессионалов. Торжества призваны отметить их вклад в развитие отечественной авиации и обеспечение безопасности полетов. Это также возможность привлечь внимание к необходимости постоянного повышения профессионального уровня работников гражданской авиации.
XX век. Гражданская авиация России в лицах.
2000
100 лет отечественной гражданской авиации, 1923-2023.
2023
Авиация в России.
1988
Своих не бросаем.
2020
Корепанова Л. Ю., Записано на небесах.
2010
Пронякин К. А., Красный сон Светогорова.
2016
В Якутии, с ее огромными расстояниями, авиация стала настоящей палочкой-выручалочкой. Днем зарождения авиации республики считается 8 октября 1925 года, когда в небо впервые поднялся самолет «Сопвич», пилотируемый летчиком П.М.Фадеевым. Самолет, взлетев с пристани «Даркылах», совершил посадку на Зеленом лугу.
29 августа была официально открыта воздушная линия Иркутск-Якутск (Якутская гидролиния гражданской авиации), первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Началось строительство Якутского аэропорта. Достигнуто небывалое сокращение продолжительности рейсов. Время нахождения самолетов в пути в благоприятные по погоде месяцы составляло 24 часа.
Начальником Якутского аэропорта был назначен П.И. Баринов.
В августе 1935 года закончено строительство постоянного Якутского аэродрома размером 450х500 м на месте существующего ныне. Построен ангар на 2 самолета, тепляк для разогрева мотора и водомаслогрейка. Были открыты регулярные рейсы между Якутском и Алданскими приисками, оборудованы площадки в Намском, Таттинском, Чурапчинском, Амгинском районах, гидропорты в Сангарах, Чурапче, соединяющиеся воздушными линиями с Якутском. в 1937 году открыты новые авиалинии Якутск - Верхоянск - Казачье - Тикси, Якутск - Нюрба.
В 1940 году началась эксплуатация нового аэровокзала с оборудованными комнатами для пассажиров, буфетом, метеостанцией и помещением для обслуживающего персонала. 8 мая 1946 года был сдан в эксплуатацию деревянный аэровокзал с гостиницей, рестораном, отделом перевозок, командно-диспетчерский пункт и радиобюро, а 28 августа - битумированная взлетно-посадочная полоса.
В 1950-м на аэродроме приземлились первые самолеты Ан-2, полученные на Киевском авиазаводе.
В 1955 году в Якутск поступил в эксплуатацию вертолет Ми-4, годом позже началось освоение самолетов Ил-14, открыто регулярное движение самолетов между Якутском и Мирным.
Открылся новый комфортабельный аэровокзал, рассчитанный на обслуживание 500 пассажиров в час.
Якутск на постоянное базирование прибыл турбовинтовой самолет Ан-24. Закончено строительство и пущена в эксплуатацию радиотехническая система ближней навигации РСБН-2 «Свод». Введен в эксплуатацию полуавтоматический радиопеленгатор «Лена».
Испытания в условиях низких температур самолета Ту-134.
Прибыл грузовой самолет Ил-76 для выполнения испытательных полетов в условиях низких температур. 1 апреля открыто регулярное движение самолетов Ту-154 по маршруту Москва — Новосибирск — Якутск.
В аэропорту Якутск совершил посадку Airbus Ил-86, выполнивший пробный рейс из Москвы.
В июне 1991 года приказом Министерства гражданской авиации СССР на базе Якутского объединенного авиаотряда созданы самостоятельные аэропорт Якутск (начальник А.Н. Мантуров, коммерческий директор А.П. Кочетов) и авиакомпания «Якутавиатранс» (директор Н.А. Пышнев, коммерческий директор А.В. Коршун), одним из структурных подразделений которой стала АТБ (начальник В.И. Гришуков).
За 1991 год из аэропорта «Якутск» было только отправлено 774 113 пассажиров, 5826,7 тн почты и 18 645 тн груза. Это был последний год в 1990-е, когда производственные показатели аэропорты выросли за год.
В условиях низких температур прошел летные испытания дальнемагистральный самолет Ил-96-300.
5 июня 1996 г. открылся новый аэровокзальный комплекс, имеющий два операционных зала: международный сектор с пропускной способностью 100 пассажиров в час и внутрироссийский с пропускной способностью 600 пассажиров в час, построенный канадской компанией «Фергюсон, Симек, Кларк».
Возобновлены рейсы Якутск – Киев и Якутск – Алма-Ата на Ту-154М.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) образовано государственное унитарное предприятие «Аэропорт Якутск». Генеральным директором назначен А.А. Илларионов.
Проходит международный форум РАКГАТ-99, в рамках которого была проведена презентация аэропорта Якутск как запасного при выполнении циркумполярных полетов.
Началась реконструкция покрытия второй искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП-2).
Завершена реконструкция ИВПП-2.
В аэропорту произвел посадку самолет нового поколения Боинг 777-300ER.
Проведены испытания самолетов Ил-96 и Airbus А340 на работоспособность в условиях низких температур.
Аэропорт Якутск получил допуск к приему воздушных судов Боинг 757 и А 319 и их модификаций. Впервые принят самолёт Боинг 747-200, один из крупнейших самолётов в мире. Для проведения испытаний инерциальной системы прибыл грузовой самолет Ил 96-400Т.
19 февраля 2015 года открытое акционерное общество «Аэропорт Якутск» изменило наименование на Акционерное общество «Аэропорт Якутск» (сокращенное наименование - АО «Аэропорт Якутск»).
С марта 2015 г. начата реконструкция аэродрома аэропорта «Якутск».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года №726-р премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил перечень аэропортов федерального значения. В перечень включены четыре аэропорта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (в Севастополе аэропорта в настоящее время нет), 57 международных аэропортов административных центров (столиц) субъектов Федерации, 13 аэропортов административных центров (столиц) субъектов Федерации, не имеющих статуса международных, а также 17 международных аэропортов, в том числе аэропорт «Якутск».
Крылья Якутии.
1986
Авиация Якутии в документах, публикациях и фотографиях (1923-1941 годы).
2010
Авиации Якутии - 75 лет. события и люди.
2000
Негенбля И.Е., Крылья Республики Саха (Якутия).
1995
Негенбля И.Е., Крылья Земли Олонхо.
2014
Негенбля И.Е., Крылья Якутии.
2020
Пестерев В.И., Хроника авиации Якутии (1921-1987).
1997
Киевицкий М.И., Я служу в авиации.
2002
Воздушная служба в Якутии.
1934
Мазурук И.П., Биһиги авиациябыт.
1957
Зуев Ю.Н.
Авиация в Якутии.
1985
Негенбля И.Е., "СОПВИЧ" - первый самолет в небе Якутии.
2005
Остапенко Ю. А., Все выше, и выше, и выше!
1976
Пестерев В. И., Авиационные катастрофы в Якутии 1930-1999 г.г..
2000
Негенбля И. Е., Формула подъемной силы.
2003
Самолет над Якутией.
1933
Остапенко Ю.А.
Люди земли и неба.
1973
Негенбля И.Е., История воздушного транспорта Якутии: Т. 1.
2015
Негенбля И.Е., История воздушного транспорта Якутии: Т. 2.
2017
Негенбля И.Е., История воздушного транспорта Якутии: Т. 3.
2018
Негенбля И.Е., История воздушного транспорта Якутии: Т. 4.
2018
Негенбля И.Е., Над безграничной Арктикой.
1997
Негенбля И.Е.,
Над безграничной Арктикой.
2013
Негенбля И.Е.,
Над безграничной Арктикой.
2012
Пеcтерев В.И.
Становление и развитие воздушного транспорта в Якутии (1923-1945 гг.)
1993
Негенбля И. Е., Инженерно-авиационная служба Якутии.
2003
Негенбля И.Е.
История инженерно-авиационной службы воздушного транспорта Якутии: (1925-1985).
2004
Авиаторы Якутии в годы войны: статьи, очерки, воспоминания.
1995
Васильев М. Е., Авиаторы Якутии в боях за Родину. события и люди гражданской авиации Якутии.
2005
Негенбля И. Е., Золотые Звезды Земли Олонхо. якутяне.
2013
Трасса мужества и дружбы.
1992
Там, где покоряют высоту. 20 лет АО "Аэропорт Якутск"
2017
Негенбля И. Е., Книга памяти. авиаторы Якутии в годы войны.
2019
Негенбля И. Е., Малая гавань неба Якутии.
2007
Васильев М. Е., Воздушные гавани Якутии.
2010
Негенбля И.Е.
Малая гавань неба Якутии.
2012
Васильев М. Е., Флагман авиации Якутии.
2016
Васильев М. Е., Авиационная безопасность Якутии вчера и сегодня.
2020
Васильев М. Е., Аэронавигация Якутии.
2021
Васильев М. Е., Королевы неба Якутии.
2014
Васильев М. Е., Винтокрылая авиация Нюрбы.
2016
Васильев М. Е., Золотой фонд авиации Якутии.
2020
Васильев М.Е. Учителя, коллеги, друзья.
2005
Негенбля И. Е., Якутяне - заслуженные пилоты и штурманы СССР и Российской Федерации.
2016
Негенбля И. Е., Кузница кадров авиации Якутии.
2018
Васильев М. Е., Соколы седого Вилюя.
2006
Васильев М. Е., Отцы командиры.
2007
Васильев М. Е., Силой убеждения.
2009
Кычкин И. С., Труженик голубой дороги.
1965
Негенбля И. Е., Небо и земля Валерия Кузьмина.
1999
Негенбля И. Е., Небо и земля Валерия Кузьмина.
2018
Негенбля И.Е.,
За штурвалом - Валерий Кузьмин.
1994
Негенбля И.Е.,
Жизнь Валерия Кузьмина в фотографиях и документах.
2006
Валерий Ильич Кузьмин в воспоминаниях соратников и современников.
2018
Крылов В., Александр Федорович Можайскай.
1955
Пестерев В. И., Лётчик Отто Кальвица.
1989
Полковник авиации Иван Федоров.
1998
Васильев М. Е., Авиационные работы и перевозки Якутии.
2015
Слепцов С. С., Аэропорт Оймякон - история и судьбы.
2017
Саддаров И. А., Алданское небо в надежных руках.
2022
Возродить славные традиции.
2003
Негенбля И. Е., Вертолеты в небе Якутии.
2010
Васильев М. Е., Все, что нам дорого, припоминается...
2015
Easy Website Builder