Mobirise

Служа закону, служим народу

День работника следственных органов МВД России — профессиональный праздник работников следственного аппарата органов внутренних дел Российской Федерации. Праздник не имеет официального статуса, но отмечается в органах внутренних дел МВД РФ ежегодно, 6 апреля.


„От следователя зависит стоит ли расследовать, а от Детектива – сколько за расследование.“

Александр Криони


Mobirise

История

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.


Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон.


Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем — органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

Хотя стоит отметить, что история становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 1940-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен.

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития.
1963—1965 годы — период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965—1978 годы — расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978—1986 годы — дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.

1987—1988 годы — проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

В свой профессиональный праздник сотрудники следственных органов получают поздравления от руководства и коллег, а также есть в ГУВД традиция награждать и премировать в этот день наиболее отличившихся следователей.


Всякий разумный человек наказывает не по тому, что был совершен проступок, но для того, чтобы он не совершался впредь.
Л.А. Сенека


Следственные органы Российской Империи

Органы общественного правопорядка существую еще с незапамятных времен. В их ведение входит поддержание законности и пресечение любых правонарушений. Но не всегда получается вовремя остановить злоумышленника, так что приходится разбираться уже по факту совершенного преступления. Полиция должна заниматься задержанием нарушителей, а расследовать обстоятельства совершения проступка входит в обязанность совершенно иной структуры – органов предварительного следствия.

В Российской Империи впервые институт следственных органов был создан при Александре II Освободителе. Именно его указом в 1860 году создается аппарат судебных следователей, на которых возложили обязанности по расследованию обстоятельств совершения любых тяжких преступлений. В эпоху правления Александра II полиция впервые столкнулась с проявлениями терроризма, поэтому нужно было реформировать органы правопорядка, чтобы каждая структура занималась своим делом.

Великая Октябрьская революция принесла державе кардинальные изменения, которые коснулись всех сфер управления страной. Царские органы были упразднены, а на их месте создавались временные комитеты и наркоматы.


Самое большое преступление – это безнаказанность.
Д.Б. Шоу


Органы следствия в советскую эпоху

Сразу после начала революционных волнений и захвата власти в крупных городах большевики назначали там ответственных лиц, которые должны были следить за порядком и вести судопроизводство. Следствием занимались комиссии при гор- и райсоветах, а все дела рассматривались созданными коллегиями. В 1918 году была создана организация следственных комиссий в ведомстве окружных судов, которая отвечала за проведение расследований и передачи материалов в дальнейшие инстанции.

В 1919 году от практики коллегиального следствия отказались в пользу единоличного расследования. В 1920 году структура была переименована в народных следователей, которые закреплялись за народными судами и народными комиссариатами юстиции. А уже в мае 1922 года ряд следственных вопросов был передан в ведение органов прокуратуры. В сентябре 1928 года все функции следственных отделов отдали прокуратуре, а сама структура была фактически упразднена.

На практике большинство дел расследовали в милиции, что было неэффективно, ведь это отвлекало от основной работы. Да и необходимых навыков у милиционеров не было, потому что их обучали и готовили для решения совсем иных задач. Поэтому часто следствие проводилось «на скорую руку» и в суд попадали неполные материалы, что очень мешало вынесению справедливых решений.

Находящиеся при прокуратуре следственные отделы были малочисленными и вели только самые громкие дела, которые непосредственно затрагивали государственную безопасность.

В связи с необходимостью реформирования государственной системы безопасности, Президиум Верховного Совета СССР 6 апреля 1963 года передал все следственные функции в органы МВД. Только теперь этими делами занимались не милиционеры, а специальные отделы, которые комплектовались профессионалами из органов прокуратуры и отделов дознания. Это благоприятно повлияло на работу милиции и значительно повысило раскрываемость по всем основным направлениям.

Изначально образованной структуре доверяли расследование только 2% от общего количества возбуждаемых дел. Период 1963-1978 годов характеризовался углублением учебной базы, получением новых полномочий, организацией четкой системы надзора за работой следственного аппарата. С 1978 по 1988 год была значительно расширена подследственность сотрудников. Даже провели эксперимент по выведению следствия в отдельную структуру, но такой подход оказался неэффективным из-за нарушения взаимодействия между разными службами МВД.

К 1990 году следственный комитет МВД вел более 90% уголовных дел, а прокуратура занималась лишь 9,1%. До начала эпохи перестройки Советский Союз был одним из лидеров по уровню безопасности, а количество громких преступлений на тысячу жителей оставалось очень низким. Но с началом внедрения рыночных отношений ситуация кардинально изменилась в сторону ухудшения.


Наказание — это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо
Антон Семёнович Макаренко (1888–1939) — советский педагог


Следственные органы Российской Федерации

Становление российской государственности после ликвидации СССР проходило в очень сложных условиях. Уровень преступности ежедневно бил все рекорды, а криминогенная обстановка пугала не только простых граждан, но и высокопоставленных чиновников.

В такой ситуации очень важно было правильно реформировать органы МВД, чтобы вернуть под контроль власти ситуацию на улицах. И не в последнюю очередь благодаря умелому взаимодействию милиции и следственных органов удалось выиграть войну с бандитизмом и вернуть гражданам ощущение мира.

В современных реалиях следственный аппарат МВД является крупнейшим в структуре и включает в себя 65% от общего количества следственного корпуса по стране. Это более 43,5 тысяч сотрудников, на плечи которых ежегодно ложится около полутора миллиона уголовных дел (от 84 до 93 процентов). В среднем каждый сотрудник получает 38 уголовных дел в месяц, так что нагрузка идет колоссальная.

Задачи следственных органов МВД:

• разработка эффективных методов расследования преступлений;
• формирование государственной политики в сфере судопроизводства;
• всестороннее, полное и беспристрастное расследование уголовных дел;
• расследование дел международного уровня;
• организация взаимодействия с другими силовыми структурами в границах своей компетенции и в интересах государства и его граждан;
• реализация политики правительства в сфере обеспечения общественного порядка;
• повышение качества и уменьшение сроков работы над одним делом;
• совершенствование функционирования органов МВД в границах своей компетенции;
• контроль органов предварительного следствия на местах;
• изучение и внедрение успешного зарубежного опыта в сфере следствия;
• представление интересов МВД Российской Федерации в любых инстанциях;
• взаимодействие с иностранными коллегами по международным расследованиям;
• рассмотрение жалоб населения на работу следственных органов на местах;
• участие в правовой пропаганде и информационной поддержке граждан.

За прошедший год было расследовано 354324 уголовных дела, из которых 322784 направлены в суд. С каждым годом показатели эффективности возрастают.


Обвинить можно и невинного, но обличить — только виновного.


Как отмечают День работника следственных органов МВД?

Официально праздник День работника следственных органов начали отмечать только с 2014 года, а в качестве даты выбрано 25 июля. Основой для такого решения послужил указ Петра Великого под названием «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского», датированный 1713 годом. Но в самой следственной структуре продолжают принимать поздравления и устраивать торжества именно 6 апреля.

Под праздничную дату традиционно награждают премиями и грамотами лучших сотрудников. Многие общественные и политические деятели публикуют поздравления в видеоформатах или на своих официальных страницах в социальных сетях. Военторг Военпро тоже не остается в стороне, предлагая шикарную подборку подарков для следователей. Интересные сувениры позволят украсить свое рабочее место, а функциональные изделия пригодятся при несении службы.


Дорога ваша – тысячи допросов,
Экспериментов следствия не счесть,
Решатся пусть все разумом вопросы,
Примите уважение, не лесть!


Следственные органы Российской Федерации.

В Российской Федерации следственные подразделения есть у четырех ведомств. Кроме Следственного комитет при прокуратуре РФ (СКП) дела расследуют министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в рамках своих полномочий подробнее...

Mobirise

"Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"

Монумент

Открыт в Москве в 77-ю годовщину начала войны. Он был создан на добровольные пожертвования сотрудников прокуратуры и установлен на территории Главной военной прокуратуры в переулке Хользунова (здесь же расположено и Главное военное следственное управление СК РФ).

"Около семи тыс. прокуроров и следователей участвовали в боевых действиях в период Великой Отечественной войны. Среди погибших и пропавших без вести числятся около двух тысяч работников военных прокуратур", - сообщил, выступая на торжественной церемонии открытия памятника главный военный прокурор РФ Валерий Петров.

"Это - наша дань уважения их подвигу", - подчеркнул он. "Они, как и все истинные патриоты нашей Родины, встали на ее защиту, героически сражаясь с захватчиками, спасая жизни будущих поколений", - отметил Петров. Особое внимание придавалось надзору за выполнением государственных планов поставок боеприпасов и вооружения, за организацией работы эвакуированных предприятий. В тесном взаимодействии с сотрудниками контрразведки СМЕРШ военные прокуроры выявляли и предавали суду изменников Родины, шпионов и дезертиров. В наиболее сложные моменты военные прокуроры и следователи с оружием в руках участвовали в боевых действиях.

"Именно военные прокуроры вели работу по сбору, закреплению доказательств преступлений немецко-фашистских захватчиков для Нюрнбергского судебного процесса над главными военными преступниками", - подчеркнул главный военный прокурор РФ. За отвагу и личный героизм, проявленные в боях, тысячи работников прокуратуры были удостоены высоких государственных наград.

Инициатива создания памятника исходила от председателя Совета организации ветеранов Главной военной прокуратуры Геннадия Сущинского. Мемориал был создан на добровольные пожертвования ветеранов, их детей, внуков и родственников, действующих прокурорских работников, сотрудников военных следственных органов и неравнодушных граждан. Значительный вклад внесли работники ГВП, военных прокуратур Восточного, Западного, Южного, Центрального военных округов, Московской городской военной прокуратуры, военных прокуратур Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Северного флотов, сотрудники военных следственных органов, ветераны военной прокуратуры. Монумент, созданный архитектором Владимиром Суровцевым, символизирует доблесть и отвагу, проявленные офицерами военной юстиции при исполнении воинского и профессионального долга на полях сражений, а также героизм и силу духа военного поколения.

Самые знаменитые русские следователи

Книги из фонда
Национальной библиотеки РС (Я)


Щерба С. П., Прокуратура в странах СНГ. правовой статус, функции, полномочия. [учебное пособие] - Москва: Экзамен, 2007
Гранкина А. Б., Документационное обеспечение управления в органах Следственного комитета Российской Федерации. учебное пособие для студентов, высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030501 "Юриспруденция" - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015(т.е. 2014)
Методика расследования отдельных видов преступлений против личности. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" / Алехин Д. В., - Москва: ЮНИТИЮНИТИ-ДАНА, 2015[т.е 2014]
Расследование преступлений, совершенных организованными формированиями. научно-практическое пособие - Москва: Проспект, 2015
Ветераны следствия послевоенного периода - Москва: [б. и.], 2014
Прокурорский надзор. учеб. / Винокуров Ю. Е., - М.: Юрайт-Издат, 2003
Авдонкин В. С., Правоохранительные органы в схемах с комментариями. [учеб. пособие] - Москва: Эксмо, 2008 (Право - наглядно и доступно)
Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 года. С прил. ведомств. норм. актов - М.: НОРМА, 1996
Басков В.И., Прокурорский надзор в СССР. Учебник для вузов по спец - ти "Правоведение" - М: Изд - во МГУ, 1991
Новый регламент ФСБ России. Сборник - М.: Шумилова, 1998 (Библиотека оперативника (открытый фонд))
Елизаров А., Контрразведка. ФСБ против ведущих разведок мира - М.: Гелеос, 2000 (Профессиональные секреты спецслужб. Впервые)
Солдатов А. А., Новое дворянство. очерки истории ФСБ - Москва: United Press, 2011
Мохов Е. А., ФСБ. борьба с организованной преступностью - Москва: Вузовская книга, 2007
Новые Закон и Положение о ФСБ. сб. нормат. правовых актов - М.: Шумилова, 2004 (Библиотека оперативника (открытый фонд))
Тактика следственных действий. (осмотр места происшествия и допрос). научно-методическое пособие - Москва: Экзамен, 2011
Миронов Д. Н., Обновление Конституции Российской Федерации. (нормативно-правовой аспект) - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2020
Боровских Р. Н., Базовая криминалистическая методика расследования преступлений в сфере страхования. монография - Москва: Юрлитинформ, 2018 (Библиотека криминалиста. БК)
Борков В. Н., Квалификация должностных преступлений. монография - Москва: Юрлитинформ, 2018 (Уголовное право)
Яковлев Н. М., Сотрудничество органов прокуратуры и правоохранительных органов РФ с международными правоохранительными организациями. учебное пособие по спецкурсу "Международная правоохранительная деятельность". Общая часть - Якутск: ИД СВФУ, 2019
Стражи правопорядка Якутии. история и современность - Якутск: Пономарев Э. Т., 2018
100 лет экспертно-криминалистической службе МВД России - [Якутск: б. и.], 2019
100 лет на страже закона и порядка. [ОМВД России по Намскому району] - Якутск: Алаас, 2019
К юбилею органов государственной безопасности в Республике Саха (Якутия) - Якутск: [б. и.], 1995
Избекова А. И., День вызывает меня на бой. [очерки, интервью, воспоминания, детективные истории] - Москва: Летопись, 2003
Прокуратура Республики Саха (Якутия). история и современность - Якутск: Бичик, 2001

Детективы

Диодоров Леонид Прокопьевич:
Кровавый отблеск пламени: (записки следователя)
Диодоров Леонид Прокопьевич:
Тайна холодных вод: записки следователя
Классический английский детектив
Клиорина Ираида Самоновна:
Детектив чести. Поднятие завесы тайны
Щепоткин Вячеслав Иванович:
Дуэль алмазных резидентов: политико-экономический детектив
Суор тиһэх кыланыыта: [детектив в 2 частях. кинофильм]
Баҕатаайыскай Рафаэль:
Айымньылар толору хомуурунньуктара: 10 томнаах
Т. 16. Үспүйүөн: (детектив-роман)
Баҕатаайыскай Рафаэль, Ермолаева Сахаайа Рафаэловна:
Айымньылар толору хомуурунньуктара: 10 томнаах
Т. 17. Үспүйүөн: (детектив-роман бүтүүтэ)
Конан Дойль Артур: Легкое чтение на английском языке. Рассказы о Шерлоке Холмсе. Союз Рыжих
Таас Дмитрий:
Кыһыл көмүс хоруоп: сэһэннэр, кэпсээннэр
Габышев Лев Львович, Зозуля Иван: Волки не дремлют: повесть
Кристи Агата: Рождественская трагедия
Астафьев Виктор Петрович:
Пастух и пастушка
Таас Дмитрий:
Кыһыл көмүс хоруоп; 48 N-дээх дьиэ; Сырдык аартык: сэһэннэр
Неймохов Егор Петрович:
Сайсары күөлгэ түбэлтэ...
Таас Дмитрий, Федоров Дмитрий Самсонович:
Кыһыл көмүс хоруоп: сэһэн
Окорокова Варвара Борисовна:
Олох - үйэлээх хапсыһыы: народнай суруйааччы Е. П. Неймохов олоҕо уонна айар үлэтэ
Дойл Артур Конан:
Записки о Шерлоке Холмсе
Уус Николай:
Ытыллыбыт буулдьа: кэпсээннэр
Мединский Владимир Ростиславович:
Стена: роман
Верн Жюль:
Собрание сочинений: в 12 томах. перевод с французского
Т. 11. Властелин мира; Драма в Лифляндии; В погоне за метеором
Дойль Артур Конан:
Знак четырех: повесть, рассказы
Макеев Данил Николаевич: Кырыыстаах кылаат: сэһэн, кэпсээннэр
Егоров Виталий Михайлович:
Кара Чочур Мурана: повесть, основанная на реальных событиях

Прокуратуре РФ - 300 лет


Книги из подписного ресурса "ЛитРес"


Криминалистика. Техника, тактика и методика расследования преступлений
Руководство для следователя и его общественного помощника

К 60-летию УрЮИ МВД РФ
Прокурорский надзор
Профессиограммы сотрудников ОВД и порядок их использования в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России
Настало ли время для новой реформы МВД?
Конституция Российской Федерации в новейшей действующей редакции 2021 года
Наше Министерство Внутренних дел
Организация взаимодействия следователей и оперативных уполномоченных органов внутренних дел по противодействию преступлений экономической направленности: проблемы и решения
Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
Введение в криминалистику. Организация раскрытия и расследования преступлений 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата
Административная деятельность овд. Учебник для вузов
Институт правоохранительной службы Российской Федерации
Административная деятельность овд. Учебник для СПО
Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов
Транспортная безопасность. Сборник нормативно-правовых документов
Государственная служба в правоохранительных органах: результативность служебной деятельности сотрудников кадровых подразделений мвд России. Учебное пособие для вузов

6 апреля. День Следственных органов МВД РФ.

История создания "майорских" следственных канцелярий

История создания следственных органов в России

Составители:

Макаров Евгений Иннокентьевич  - ведущий библиограф отдела культурно-образовательных проектов и программ

Источники:
  • Материалы из фондов
  • Национальной библиотеки, Электронной библиотеки НБ
  • РС (Я), электронной
  • библиотеки "ЛитРес" и из других открытых источников.

This page was designed with Mobirise template