Mobirise

Александр Александрович Бестужев-Марлинский

Виртуальная выставка, посвященная 220-летию со дня рождения писателя

Mobirise

Алекса́ндр Алекса́ндрович Бесту́жев (23 октября [3 ноября] 1797, Санкт-Петербург — 7 [19] июня 1837, форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи) — русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист, происходивший из рода Бестужевых. Публиковался под псевдонимом «Марлинский».
Сын Александра Федосеевича Бестужева, издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 году «Санкт-Петербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества».
Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения генерала Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.
Один из пяти братьев-декабристов (Александр, Михаил, Николай, Петр, Павел Бестужевы).

Mobirise

С 1818 года выступал в печати как критик, фельетонист, автор повестей, переводчик и поэт; сотрудничал в прогрессивных журналах «Сын отечества», «Соревнователь просвещения», был деятельным членом Вольного общества любителей российской словесности. В 1823-1825 годы вместе с К. Ф. Рылеевым издавал альманах «Полярная звезда», в котором печатались критические разборы Бестужева русской литературы, вызвавшие большой общественный интерес. В содружестве с Рылеевым написал несколько революционных песен в народном духе, предназначенных для распространения среди солдат.

Mobirise

Кольман, К. И .На Сенатской площади, 14 декабря 1825

  • С января 1824 года - член Северного общества декабристов, примыкал к республиканскому течению, был членом Верховной думы общества. Участвовал в подготовке восстания в Петербурге. 14 декабря 1825 года вместе с братом Михаилом и Д. А. Щепиным-Ростовским вывел на Сенатскую площадь Московский полк, он же участвовал в покушении на генерала-майора Фредерикса, пытавшегося остановить бунт офицеров. Во время следствия над декабристами направил Николаю I письмо, содержащее критику существующих порядков и планы реформ. Приговорен к 20 годам каторги, замененной ссылкой в Якутск
  • Однако при всей решительности Александра Бестужева сложно назвать пламенным революционером. По его же воспоминаниям, писатель достаточно быстро остыл к идеям Северного общества, но не покинул его из-за лучшего друга Рылеева и брата Николая. Бестужев до конца надеялся, что общество распадется и даже пытался от него отдалиться: планировал переехать в Москву, жениться на какой-нибудь богатой девушке и отправиться путешествовать. И все же он стал участником восстания, после чего достаточно быстро осознал провал планов декабристов и приказал полку не стрелять, а наутро после поражения лично явился к Николаю I с повинной. Ходили слухи, что после этого разговора новоявленный император Николай заявил, что он «никогда не слыхал столько правды».
Mobirise

Бестужев в ссылке в Якутии. Источник: Мемориальный дом-музей А.А. Бестужева-Марлинского

Mobirise

Мемориальный дом-музей А. А. Бестужева-Марлинского в г. Дербент

Mobirise

В 1829 году переведен рядовым на Кавказ, где продолжал литературную деятельность. Писатель приехал под самый конец войны, участвовал лишь в одном наступлении, после чего долгих четыре года нес гарнизонную службу в Дербенте. Писатель изучал азербайджанский язык, покупал традиционную одежду и временами прикидывался местным жителем, бродя по округе в обличье горца. Полученные знания он использовал в литературных целях — его рассказы «Аммалат-бек», «Мулла-нур» и этнографические записки завоевали популярность в Петербурге. В 1836 года получил офицерский чин. Погиб в стычке с горцами на мысе Адлер.


По словам очевидцев сражения, черкесы так сильно изрубили Марлинского саблей, что тело не опознали на поле боя. Сослуживцы в такую теорию не поверили. В солдатской среде бродило поверье, будто в ночь перед боем писатель переоделся в народную кавказскую одежду, вскочил на коня и скрылся среди полюбившихся ему гор, чтобы принять ислам, сменить имя и вернуться с новым войском на поле битвы, но уже в ранге имама. Ходили слухи, будто это именно Марлинский — знаменитый имам Шамиль, ставший героем повести Л. Толстого «Хаджи-Мурат». 


Бестужев Марлинский был одним из первых, кто прибегнул к якутскому фольклору. Он интересовался историей, культурой народов Якутии, ее развитием. В ссылке А. А. Бестужев-Марлинский изучал устное народное творчество, традиции и обычаи якутов. Основываясь на якутской сказке, он создал балладу «Саатырь», где рассказывается о нравах и обычаях древних якутов. Его интерес к наукам и литературе сохранился и в условиях тяжелой якутской ссылки.
Первым из русских поэтов написал на якутские темы несколько оригинальных произведений, некоторые из них высоко оценены Пушкиным и Белинским («Войнаровский», «Сибирские нравы ысыах» и др.). В память о поэте-декабристе, его именем названа одна из улиц города.

Книги в Электронной библиотеке НБ РС(Я)

Книги А. А. Бестужева-Марлинского

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович Ревельский турнир : исторические повести : [для детей старшего школьного возраста] / А. А. Бестужев-Марлинский ; [составитель, вступительная статья и примечания В. И. Сахарова ; художник В. Н. Ходоровский]. - Москва : Советская Россия, 1984. - 315, [2] с.  

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович Аммалат-Бек : кавказская быль / А.А. Бестужев-Марлинский. - Ставрополь : Книжное изд-во, 1981. - 243, [2] с. 

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович Ночь на корабле : повести и рассказы / А. А. Бестужев (Марлинский) ; составление, подготовка текста, послесловие и примечание А. Л. Осповата. - Москва : Художественная литература, 1988. - 364, [2] с. 

Книги в Электронной библиотеке ЛитРес

«В последний поход гвардии, будучи на охоте за Нарвою, набрел я по берегу моря на старинный каменный крест; далее в оставленной мельнице увидел жернов, сделанный из надгробного камня с рыцарским гербом… и наконец над оврагом ручья развалины замка. Все это подстрекнуло мое любопытство, и я обратился с вопросами к одному из наших капитанов, известному охотнику до исторических былей и старинных небылиц…»

«…Я был тогда влюблен, влюблен до безумия. О, как обманывались те, которые, глядя на мою насмешливую улыбку, на мои рассеянные взоры, на мою небрежность речей в кругу красавиц, считали меня равнодушным и хладнокровным. Не ведали они, что глубокие чувства редко проявляются именно потому, что они глубоки; но если б они могли заглянуть в мою душу и, увидя, понять ее, – они бы ужаснулись!…»

Бестужев писал, что он, работая над повестью, вникал в новгородские летописи, опирался на песни и сказы. Герой повести – новгородец Роман – и отважный воин, и лазутчик, проникающий в московский стан, и песнопевец, и достойный жених дочери именитого гостя новгородского Симеона Воеслава. Но прежде, чем он сможет соединиться с Ольгой, его ждет много приключений и подвигов…

«О, как сердита я на тетушку Москву, что ты не со мной теперь, мой ангельчик Софья! Мне столько, столько надо рассказать тебе… а писать, право, нечего. Я так много прожила, столь многому навиделась в эту неделю!.. Я так пышно скучала, так рассеянно грустила, так неистово радовалась, что ты бы сочла меня за отаитянку на парижском бале. И поверишь ли: я уж испытала, та cherie, что удивление – прескучная вещь и что новость приторнее ананасов…»

«О родина, святая родина! Какое на свете сердце не встрепенется при виде твоем? Какая ледяная душа не растает от веянья твоего воздуха?»

Так думал Владимир Ситцкий, с грустною радостию озирая с коня нивы, и пажити, и рощи переславские, свидетелей его детства, и любопытным взором, как будто желая испытать память свою, искал и предугадывал он мелькающие из-за лесу главы обителей…»

«Невдалеке от Киева, в день зимнего Николы, многие офицеры *ского гусарского полка праздновали на именинах у одного из любимых эскадронных командиров своих, князя Николая Петровича Гремина. Шумный обед уже кончился, но шампанское не уставало литься и питься. Однако же, как ни веселы были гости, как ни искрення их беседа, разговор начинал томиться, и смех, эта Клеопатрина жемчужина, растаял в бокалах…»

Составитель:
Порубова Юлия Сергеевна - библиотекарь
Научно-исследовательского центра книжных памятников.


  • В выставке использованы материалы из фондов Национальной библиотеки РС(Я),
  • Электронной библиотеки НБ РС(Я), ЛитРес и открытых источников.

Designed with Mobirise web template